Все статьи

Химтрейлы. Небесная мифология

9 Ноября
0
Химтрейлы - светлые полосы в небе, оставляемые самолетами, стали одним из популярных поводов для жалоб россиян. Что на самом деле кроется за этим явлением?

В 2020 году на горячую линию нацпроекта «Экология» поступило более 70 звонков (около 2% от общего количества) от граждан, обеспокоенных появлением в небе светлых полос – инверсионных следов самолетов, за которыми прочно закрепилось название «химтрейлы» - (от англ. chemtrails - химические трассы). Ажиотаж вокруг химтрейлов поддерживается не первое десятилетие: люди обеспокоены, что с помощью гражданской авиации якобы осуществляется распыление неких химических веществ или вирусов – имеет место ни много ни мало глобальный заговор против человечества.

Откуда взялись подобные теории, сколько в них мифологии и сколько реальных фактов?

Физика и фобия

Для начала разберем физическую природу химтрейлов – факты, с которыми не спорят ни приверженцы теорий заговора, ни их противники.

То, что называют химтрейлами - это инверсионные следы, оставляемые самолетными двигателями. Большинство гражданских лайнеров летает на высотах 10-11 километров, а температура в этом слое атмосферы варьируется в пределах от −40 до −60 °C.

Понятное дело, что водяной пар, содержащийся в некотором количестве в выхлопе реактивного двигателя, значительно теплее окружающего воздуха. Срабатывает известный процесс конденсации влаги - переход ее из газообразного в жидкое, а затем и твердое состояние (эту трансформацию называют осаждением).

Процессу кристаллизации (и временной как бы «консервации» влаги в толще атмосферы) способствуют соединения серы и сажи.


Частицы влаги осаждаются на продуктах сгорания керосина  

В этом и есть главное отличие инверсионного следа от обычного водяного пара, который часто можно наблюдать в морозную погоду при работе котельных, автомобилей, дыхания людей и т.п. Если в этом случае клубы пара, как правило, быстро рассеиваются и оседают на поверхностях (асфальте, зданиях и т.п.) в виде изморози, то на большой высоте пар оседает на очень легких частицах выхлопных газов, благодаря чему держится в воздухе гораздо дольше, превращаясь в белый шлейф. Получается, самолет уже давно пролетел, а траектория его движения может прослеживаться в небе еще долго (время «жизни» инверсионных следов зависит от состояния атмосферы, времени года, воздушных потоков и др.).

Собственно, на этом научная часть дискуссий заканчивается, и начинается поле различных фобий и интерпретаций: а только ли следы сгоревшего топлива мы видим в небе и не кроется ли за этим элементарным явлением из школьного курса физики нечто более страшное?

Если суммировать все гуляющие в Интернете и по «сарафанному радио» экзотические версии про инверсионные следы самолетов, то классифицировать их можно примерно следующим образом.

Массовая интоксикация людей. Согласно этой легенде (точнее, группе легенд), авиакомпании следуют указаниям не то «мирового правительства», не то правительств своих стран, распыляя, как правило над городами и густонаселенными местностями, некие химические вещества. Версии о том, что это за вещества, расходятся. Кто-то утверждает, что с их помощью власти пытаются контролировать уровень рождаемости – вплоть до массового заражения людей неким «веществом бесплодия». Другие пишут, что вместе с химией распыляются вирусы: например, согласно приверженцам этой теории, именно так по заданию «мирового правительства» глобально распространился COVID-19.

Контроль психики и поведения. Так, в YouTube стало популярным видео с «откровениями» ученого, которому якобы приказали разработать аэрозоли, вызывающие помутнение разума, гнев, опрометчивое поведение, вялость и сонливость (к слову, на этом же канале есть и видео о вредности для всего живого 5G-излучения, мы уже подробно разбирались в этой теме).

Испытание климатического оружия. Сторонники подобной категорий теорий заговора считают, что между странами давно ведется необъявленная климатическая война, оружием в которой являются искусственно вызываемые природные бедствия: наводнения, засухи, ураганы, сильные морозы или аномальная жара. Все это якобы вызывается путем распыления в атмосфере аэрозолей – по типу тех, что используются при разгоне облаков во время праздников и парадов.

Нейтрализация космического излучения или других негативных факторов. Ряд интернет-конспирологов верят, что «мировое правительство» использует химиотрассы для защиты землян от вредной космической радиации. В этом же ряду - представления о том, что с помощью распыления аэрозолей правительства разных страны якобы нейтрализуют негативное воздействие чипсов, кока-колы или жвачки. В этом плане подобные мифологические представления стоят особняком от остальных, поскольку их носители убеждены в положительном эффекте химтрейлов.

Приверженцы теории химических трасс объединяются на созданных ими же самими инфоресурсах, но время от времени можно встретить публикации с похожими рассуждениями даже в СМИ.

В группах и чатах борцов с химтрейлами давно сформировалось свое комьюнити, а всех «чужих», пытающихся объяснить следы от самолетов естественными причинами или даже разделяющих другие конспирологические версии, отличные от идеологии админов группы - гонят в шею.

В постах в соцсетях и публикациях на тематических сайтах делается ставка на эмоции: нас травят, это плохо, на сомнения времени нет, на разбирательства тоже, срочно помогите распространить информацию.

Кстати, о каких сайтах идет речь? Это вовсе не обязательно ресурсы, посвященные именно химтрейлам, подобные публикации часто появляются на других площадках:

  • религиозные сайты (речь не столько об официальных церковных медиа, сколько о достаточно маргинальных площадках – от околоцерковных до откровенно сектантских); 

  • сайты об эзотерике, астрологии и т.п.; 

  • ресурсы, посвященные тематике «таинственного»: материалы о распылении химических веществ соседствуют с чтивом об НЛО, снежном человеке и загадками древних пирамид;

  • консервативно-патриотические медиа. Сюжеты о химтрейлах периодически появляются на таких площадках в контексте тематики внешнего вторжения, опасности для страны и населения и т.п.

Откуда тянутся следы? 

Как ни странно, но представления о том, что с помощью самолетов можно распылять над поверхностью земли ядовитые аэрозоли, не появились на пустом месте.

С 1967 по 1975 годы, во время войны во Вьетнаме американские летчики распыляли в небе йодид серебра. Попадая в дождевое облако, это вещество способствовало конденсации атмосферное влаги и вызывало обильные осадки. Ливни затрудняли снабжение партизанских формирований и размывали дороги.

Но во Вьетнаме американцы применяли и куда более опасные аэрозоли. Например, печально известный agent orange – глифосат-дефолиант, угнетающе действующие на растительность и заставляющий деревья сбрасывать листья. Так американские ВВС боролись со скрывающимися в джунглях партизанами – уничтожая сам лес.


Распыление дефолианта над джунглями Вьетнама, 1965 год  (фото: U.S. Air Force/AP)

В 1972 году все программы по испытанию климатического оружия были остановлены, а в 1974-м ООН запретила воздействовать на климат и природную среду. Исключение было сделано только для обеспечения международной безопасности.

О климатическом оружии с той поры вспоминали разве что писатели-фантасты. Но в 90-годы тема снова вызвала общественный интерес.

По одной из версий, теория о зловредных химтрейлах тянется корнями в 1996 год, когда в одном из изданий Федерации американских ученых (Federation of American Scientists, FAS) появилась статья, посвященная климатическому оружию.

В публикации утверждалось, что к 2025 году у государств появится возможность «воздействия на факторы, влияющие на климат, осадки, грозы и их последствия, туман и околоземное космическое пространство. Эти «высокоточные средства гражданского назначения» будут способны изменять погоду, что, по мнению авторов, может быть использовано в военных целях.

В статье, в частности, говорится о возможности распыления специальных веществ и «засеве облаков» для нарушения работы связи, сокрытия передвижения авиации, стимуляции осадков, рассеивания тумана - в числе возможных способов распыления химических веществ указывались и реактивные двигатели самолетов.

Сам термин chemtrails появился в 2001 году в акте Конгресса США при описании классификаций вооружения. Русский вариант этого слова, «химиотрассы», был предложен президентом ассоциации «Протоистория» Николаем Субботиным.

Широкая общественность заговорила про химтрейлы в 2007 году, когда по одному из американских телеканалов рассказали, что после появления белого шлейфа от самолета содержание бария в атмосфере в три раза превысило норму. Поднялась волна ажиотажа, и переубедить людей, уверенных, что авиакомпании распыляют отравляющие вещества, уже не удалось ни властям, ни масс-медиа.

На чем спотыкаются конспирологи

При всей своей отточенной стройности конспирологические теории о химтрейлах содержат множество белых пятен.

1. Никто до сих пор так и не объяснил, в чем смысл распыления якобы смертоносных аэрозолей на большой высоте. Распространять какие-либо вещества на такой 10-километровой высоте просто неэффективно: невозможно рассчитать, куда их разнесут воздушные потоки, где и в каких концентрациях они выпадут на земную поверхность. То же оранжад или йодид серебра во Вьетнаме распыляли с куда меньших высот, чем те, на которых летает гражданская авиация.

2. Чтобы покрыть условными химтрейлами всю территорию какой-нибудь страны (для условного «зомбирования» всего ее населения, даже живущего в глухих местностях), надо превратить авиамаршруты в броуновское движение. Но дело в том, что самолеты не летают как попало, они движутся по определенным воздушным трассам, причем над некоторыми территориями пролет летательных аппаратов вообще запрещен (например, нельзя летать над центром Москвы и над еще множеством мест в нашей стране). Неужели жители запретных для полетов зон, сами того не ведая, надежно защищены от бесплодия, зомбирования или заражения ковидом?

3. Никто так и не предъявил формулу и описание ни одного химического вещества, используемого для воздушной «обработки» территории. Нет и описаний технологий, с помощью которых производится, собственно, само распыление. Гуляющие по сети фотографии, где в салоне самолета вместо пассажирских кресел стоят баки с жидкостью, к которым тянутся провода и трубы, оказались ничем иным, как самолетами, которые… проходят испытания на грузоподъемность и центровку. Баки нужны для имитации веса пассажиров или груза на борту: воду легче добавлять или убавлять по мере необходимости с помощью насоса, чем использовать мешки с песком. 


«Загадочные» баки с жидкостью на борту Boeing, проходящего испытания

Психологи давно заметили, что любые формы массовых фобий и помешательств обостряются в периоды, когда общество погружено в стресс: в такие времена люди гораздо охотнее верят в различные конспирологические гипотезы и теории и не готовы воспринимать рациональную аргументацию. Таким триггером стала, например, пандемия ковида, во время которой во многих странах наблюдался рост интереса к различным теориям заговора, а мифология вокруг химтрейлов словно обрела второе дыхание. 

Насколько безопасны выхлопы самолетов?

Можно верить в какую угодно конспирологию - это личное право верующего. Хуже, когда псевдонаучная или вовсе откровенно бредовая риторика создает информационный фон, заглушающий реальные проблемы. Именно такая история выходит с химтрейлами.

Авиатранспорт действительно оказывает серьезное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, но это воздействие заключается вовсе не в распылении тайных аэрозолей, вызывающих ковид и бесплодие, а в выбросах всем известных загрязняющих веществ: окислов серы, азота, углекислого газа, сажи.

В опасностях, которые таят в себе летучие соединения серы и азота мы уже разбирались: рано или поздно эти вещества соединяются с водой и образуют растворы кислот. 

А еще в зонах активного движения самолетов ощутимо изменяется концентрация углекислого газа (авиаперевозки ответственны не менее, чем за 3,5% всех глобальных выбросов CO2), а множество инверсионных следов образует «паутину» - зону перистой облачности, расположенную, как правило, выше природных облаков.

В таких местах создается дополнительный парниковый эффект: блокируется тепло, отдаваемое земной поверхностью, при том, что снижается количество солнечного света, достигающего эту самую поверхность. Такой вот парадоксальный эффект: сверху перистые облака отражают часть солнечного света, но снизу служат «одеялом» для инфракрасного излучения Земли.

Кстати, уже звучат предложения составлять маршруты самолетов с тем расчетом, чтобы они как можно меньше пролегали в холодных участках перенасыщенной влагой атмосферы (например, в Арктике).

Жилье рядом с аэропортами тоже может доставлять проблемы: от вибрации и шума до электромагнитного воздействия, не говоря уже о загрязнении воздуха, почвы и воды вокруг аэропортов и по маршруту глиссад продуктами сгорания авиатоплива.

Проблема еще и в том, что в нашей стране размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) каждого конкретного аэропорта рассчитываются индивидуально по результатам замеров и согласно действующим санитарным нормативам. Считается, что за границами СЗЗ негативное воздействие конкретных загрязняющих веществ или физических факторов (шум, электромагнитное излучение) не должно превышать предельно допустимые нормы.

Но даже если эти нормы не превышаются, то это не означает, что негативного воздействия вовсе нет. Есть понятие накопительного эффекта: загрязняющие вещества, выпадающие на почву в незначительном количестве, но постоянно - способны накопиться до ужасающих концентраций.

В результате исследований, проведенных Институтом минералогии, геохимии и редкоземельных элементов, в почвах вокруг аэропортов обнаружено высокое содержание элементов, не свойственных данным геохимическим регионам. Причем зоны загрязнения могут простираться на значительное удаление от мест поступления в окружающую среду. Было установлено также, что химические элементы накапливаются в донных отложениях водоемов и в растениях на прилегающих к аэропорту акваториях и территориях – особенно это касается такого опасного вещества, как бензапирен.


Жить рядом с аэропортом ничуть не безопаснее, чем рядом с химическим заводом (фото: booktofly.ru)

Впрочем, нельзя сказать, что авиационная деятельность пущена на самотек и все безнадежно. За последние десятилетия был достигнут существенный прогресс в борьбе с шумом и снижением выбросов от авиационных двигателей (двигатели современных «боингов» и «эйрбасов» намного менее шумные и куда более экономичные, чем их предшественники в 20 веке), серьезно повысились и экологические требования к авиаперевозкам – включая требования по защите климата.

Так, в 2022 году ежегодное общее собрание Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) одобрило резолюцию о достижении мировой авиатранспортной отраслью нулевого углеродного баланса (net-zero carbon emissions) к 2050 году.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) тоже продолжает активно продвигать снижение выбросов в гражданской авиации.

Подведем итоги. «Отравлять» население с помощью самолетов - занятие дорогое и крайне неэффективное. Гипотетическое «тайное мировое правительство» могло бы придумать для этих целей гораздо более действенные методы. Но шумиха вокруг мифологии о химиотрассах «забивает эфир» и увидит разговор в сторону от реальных, а не вымышленных экологических проблем авиаперевозок. Если бы жители крупных городов с таким же энтузиазмом, с каким объединяются в группы по наблюдению за химтрейлами, объединялись в борьбе за экологизацию аэропортов и самолетов, то этот процесс шел бы куда быстрее, чем усилиями одной только международной бюрократии. 

Текст: Дмитрий Шевченко, Даниил Обирин

Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий