Все статьи

Обращения в госорганы. Часть 1: как правильно составить письмо чиновникам

8 Июля
0
Обращения граждан в органы власти – не только важнейшая демократическая норма, но и базовый инструмент для решения экологических проблем. Разбираемся, как им правильно пользоваться.

Разберемся в правах и понятиях 

Базовым законом, гарантирующим право обращаться в государственные и муниципальные органы, является Федеральный закон от 02.05.2006  № 59-ФЗ  «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», статья 2 которого гласит, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, а также государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

Важно понимать, что в законе говорится о госорганах и органах местного самоуправления и их должностных лицах, и его действие не распространяется на юридические лиц и их руководителей, которые не относятся к системе государственного и муниципального управления. 

То есть коммерческая организация (как и любая другая организация, не относящаяся к власти) не обязана рассматривать обращения граждан и давать ответы.   

Итак, обращение – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления. 

Рассмотрим каждый из трех видов обращения: 

  • заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

  • жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

  • предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества.

Таким образом, закон предоставляет гражданам три способа действий: критиковать, жаловаться и предлагать что-либо. 

Это не означает, что этими вещами нужно обязательно заниматься раздельно: можно в одном обращении и жаловаться на что-то и предлагать меры по общему улучшению ситуации, чтобы не повторялись случаи, аналогичные вашему.

Однако важно понимать специфику органа, куда вы обращаетесь – находится ли в его компетенции то, о чем вы просите. 

В большинстве случаев лучше не делать из обращения «кашу» и не включать туда то, что может быть направлено в виде отдельного обращения. Например, если вам вдруг захотелось предложить местным чиновникам подправить градостроительный регламент, не привязывайте это только к своей частной проблеме. В данном случае будет эффективнее подготовить отдельное развернутое письмо, в котором описать не только ваш случай, но и аналогичные кейсы в вашем городе или районе.

Чем информативнее описана ситуация, чем конкретнее поставлены требования, тем сложнее чиновникам будет сочинить отписку и уклониться от выполнения того, о чем вы их просите. 

Общие требования к оформлению обращений - те же, что и для запросов. Обратим внимание на три важных момента.

1. Ссылайтесь на законы.  В отличие от запроса, где достаточно просто указать причину, побудившую запросить те или иные документы или информацию, в заявлении и жалобе желательно указывать нормы закона, которые были или могли быть нарушены. 

Не нужно проводить подробный правовой анализ, но если вы укажете в письме, что, например, при порубке деревьев в вашем дворе был нарушен областной закон об охране зеленых насаждений (есть подозрения, что у застройщика не было порубочного билета, что работы велись с нарушением регламента и т.п.) и сошлетесь на конкретное его положение – это повысит шансы на то, что надзорные органы внимательнее рассмотрят ваше письмо.

Сегодня любой пользователь Интернета может быть «сам себе юрист»: потратив немного времени, на информационно-правовых порталах  «Консультант», «Гарант», «Техэксперт» или других можно найти любой федеральный закон или нормативный акт. 

 

Интерфейс портала «Консультант». Обратите внимание на поисковое окно вверху страницы

Региональные законы можно поискать на сайтах региональных заксобраний или администраций.

2. Пишите в «формате». Текст обращения должен быть кратким, ясным и конкретным. Обращение - не художественное произведение, а юридический документ. Чем меньше в нем будет «воды» и посторонней, малозначащей информации и чем больше будет конкретики, фактов и ссылок на нормы закона, тем лучше. 

3. Будьте готовы коммуницировать с проверяющими и участвовать в проверке. Подача обращений - не тот случай, когда себя лучше не афишировать. 

Во-первых, анонимные обращения (не подписанные заявителем, без указания имени и обратного адреса) рассмотрению не подлежат.

Во-вторых, как это часто бывает с жалобами граждан на экологические нарушения, их часто просто невозможно рассматривать «кабинетно», без выезда на место. Поэтому в заявлении не только полезно указать, что вы или ваш представитель готов поучаствовать в выездной проверке (для чего необходимо указать телефон и ФИО такого лица), но и просить от госоргана привлечь вас, как заявителя, для участия в осмотре места правонарушения.

Личное участие в проверке – это еще и возможность проконтролировать действия проверяющих, зафиксировать попытки представителей организации-нарушителя «заболтать» тему или воспрепятствовать проведению проверки. 

Даже если вас не позовут и не поставят в известность, в любом случае, появится аргумент для обжалования результатов проверки, если вдруг не устроят ее результаты.

Анатомия «идеального» обращения

Текст заявления условно можно разделить на три части: «описательную», «обосновательную» и «просительную».

В «описательной» части излагаются исключительно факты: что произошло (к примеру, выделен земельный участок, поставлен забор, вырублены деревья, загрязнен водоем и т.д. и т.п.), где произошло (точное место, адрес), когда произошло и в связи с чем (намечается строительство такого-то объекта, запуск такого-то производства, прокладка дороги оттуда - туда-то и пр.). 

Чем точнее изложены факты, чем меньше в них посторонней информации, тем будет меньше шансов у исполнителя, к которому попадет заявление, сочинить на него отписку. При описании фактов следует избегать эмоций и оценочных суждений - любая, не нашедшая подтверждения фраза, может послужить основой для составления отписки. 


«Обосновательная» часть – это пояснение, почему намечаемая (или уже реализуемая) деятельность противоречит требованиям законодательства и нарушает права граждан. Как раз здесь желательно сослаться на законы, конкретные статьи и положения. 

«Просительная» часть - это просьба к должностному лицу принять меры, пресечь нарушение закона, привлечь к ответственности виновных лиц, принять меры к восстановлению нарушенных прав граждан.

Заявление должно быть оформлено, исходя из требований закона. 

Так, в «шапке» должно быть указано, на имя какого должностного лица оно направляется, а также ФИО обращающегося, его почтовый адрес. 

В конце текста поставьте дату и подпись (можно подавать и коллективные обращения, но нужно помнить, что ответ, скорее всего, пришлют только на один адрес – самый первый.

 



Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий