В большинстве случаев взаимодействие граждан с прокуратурой ограничивается тем, что прокурор рассматривает поступившие по поводу тех или иных нарушений законодательства заявления и посылает заявителям ответы, часто не удовлетворяющие заявителей ни содержанием, ни выводами. Неудовлетворительный ответ можно обжаловать в вышестоящей прокуратуре, но есть и другой способ, как можно оценить правоту прокурора и качество проведенной проверки — ознакомиться с материалами этой самой проверки.
Часто именно таким путем удается добыть документы и сведения, которые при иных обстоятельствах получить было бы сложно или попросту невозможно.
Деятельность прокуратуры в нашей стране регулируется Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в котором определен предмет (область) прокурорского надзора (п. 2. ст. 1).
Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.
Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов. Поводами для проведения такой проверки могут быть обращения граждан, публикации в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.
Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель. Данная информация доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проведения проверки. В решении обязательно указываются цели, основания и предмет проверки.
Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органам прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.
По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен:
1) первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;
2) повторно по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя еще не более чем на 30 календарных дней.
Необходимо помнить о том, что в срок проведения проверки не включается срок, на который проверка приостанавливалась.
Прокурор при проведении проверки обладает широким кругом полномочий, в том числе имеет право привлекать к проверке профильных специалистов по тем или иным вопросам. Однако в данном случае нас интересует право прокурора требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений.
Срок, в течение которого проверяемая организация обязана представить запрашиваемые документы, составляет 2 рабочих дня с момента предъявления требования прокурора (прокурор может указать в требовании более длительные сроки).
В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:
для решения вопроса об уголовном преследовании;
для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.
Какие бывают варианты исхода прокурорской проверки? Их немного. Проверка может не выявить нарушений или обнаружить таковые. В последнем случае прокурор вправе:
внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;
внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод гражданина;
вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (если по соответствующей статье КоАП дело вправе возбуждать прокуратура);
направляет предостережение о недопустимости нарушения закона.
Любое принятое прокурором решение должно быть на чем-то основано. Смысл ознакомления с материалами проверки как раз и заключается в гражданском контроле за действиями и решениями органа, проводившего проверку, в том числе и прокуратуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В п. 2 ст. 5 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» закреплено право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращений, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.
Согласно п. 4 ст. 5 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» ознакомление гражданина с материалами проверки осуществляется по решению прокурора, в производстве которого находятся соответствующие материалы, либо вышестоящего прокурора, принятому по результатам рассмотрения обращения гражданина, если материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и при этом не содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну.
Решение об ознакомлении гражданина с материалами принимается в 10-дневный срок со дня подачи соответствующего обращения гражданина.
В заявлении необходимо указать о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).
Гражданин вправе ознакомиться не со всеми материалами, а, например, только с одним интересующим его документом или набором документов (об этом тоже надо указать в заявлении).
Заявление подается в ту же прокуратуру, сотрудники которой непосредственно проводили проверку. Образец заявления и пример ответа можно посмотреть здесь.
Технические аспекты доступа гражданина к материалам прокурорской проверки указаны в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 № 45.
Так, согласно п. 4.15 Инструкции заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств (то есть прокуратура не обязана делать для вас копии, распечатки и т. п.).
Когда вам придет ответ о возможности явиться в прокуратуру и ознакомиться с интересующими вас документами, обязательно возьмите с собой фотоаппарат (его может заменить смартфон).
Фотографировать рекомендуется все дело целиком.
Сплошная съемка всех имеющихся в деле документов позволит, во-первых, не упустить ничего важного, а во-вторых, понять логику действий прокурорского работника.
В законе указано, что материалы проверки не могут быть предоставлены, если в них содержится государственная или иная охраняемая законом тайна.
Например, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка. Закон охраняет тайну усыновления (удочерения). Это же справедливо и для медицинской тайны.
Во всех остальных случаях, связанных со слишком широким трактованием понятия «иной охраняемой законом тайны», отказ или ограничение возможности ознакомления с материалами проверки — это уже неправомерные действия прокурорских работников, которые придется обжаловать в вышестоящей прокуратуре.