Все статьи

Вебинар. Как получить информацию о деятельности государства?

30 Сентября
0
Судебный юрист-практик Максим Оленичев - о том, как реализовать право на доступ к информации о деятельности госорганов, что такое охраняемая законом тайна и в каких случаях чиновники могут отказать в предоставлении запрашиваемых сведений.
Основа любой общественной деятельности - тем более экологической - свобода поиска информации по интересующей проблеме. Доступ к информации - фундаментальное право, которое закреплено в международном праве, но в нашей стране реализация этого права часто имеет весьма своеобразный характер.

Нельзя сказать, что в России слабое законодательство об обеспечении доступа к информации. Право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию закреплено даже в Конституции РФ. В целой плеяде разных законов прописаны права граждан и обязанности госорганов и органов местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с информацией, документами, любыми материалами, затрагивающими его права и свободы. 

Реализовать право на доступ к информации можно разными способами. Во-первых, существуют виды информации, обязательной для опубликования в СМИ или размещения на сайтах органов власти.

В первом случае – это законы и нормативные акты, информация об угрозе ЧС, информация о госзакупках и др. Под второй случай подпадает куда более широкий круг данных о деятельности органов власти: от сведений о территориальном планировании и градостроительной деятельности на территории конкретного муниципалитета до различной статистической информации, сведений и отчетов о целевых муниципальных и госпрограммах и т.п. 

Суды обязаны публиковать на своих сайтах, кроме общих сведений о самих себе, в частности, также тексты судебных актов, информацию о движении дел и многое другое косающееся судопроизводства и вообще деятельности судов.  

Получить обязательную для обнародования информацию можно на сайте соответствующего органа исполнительной или законодательной власти или суда. 

Во-вторых, можно получать информацию, посещая заседания различных коллегиальных органов (правительства, Госдумы и региональных парламентов, Счетной платы, различных советов при органах власти и т.п.), а также открытые судебные заседания (в ряде случаев доступ к зал судебного заседания может быть, впрочем, ограничен).

Наконец, есть информация, которую органы власти обнародовать не обязаны, но обязаны предоставлять по запросам граждан и организаций. Запрос – это универсальный способ доступа к конкретным сведениям о деятельности (или результатах деятельности) органов власти. Речь идет о любой информации, созданной госорганами в пределах их и полномочий: принятые и задокументированные решения, совершенные действия, проведенные мероприятия и т.д.).

Запрос относится к «строгим» документам - в том смысле, что он должен соответствовать определенной структуре и быть максимально конкретным. В противном случае чиновники могут сделать вид, что не распознали, что полученная от гражданина бумага – это именно запрос о предоставлении информации, а не обращение, на которое можно ответить в форме вольного сочинения.

«Идеальный» запрос состоит из двух частей: содержательной и просительной. Содержательная часть - это описание того, что именно потребовалось узнать, с указанием ссылок на соответствующие нормы закона.

Просительная часть - это сформулированные вопросы. Лучше их перечислять последовательно (когда один вопрос логически вытекает из другого), выстраивая перечень вопросов по определенной схеме. Сами вопросы должны при этом быть максимально конкретными и не допускать двойного толкования. 

Но что делать гражданину, если он составил грамотный запрос, но так и не получил ответа по существу поставленных вопросов?

Во-первых, он может обратиться с жалобой к руководителю органа власти, в который он обращался, или к руководителю вышестоящей организации. Жалоба должна быть рассмотрена в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений граждан, а заявителю должен быть предоставлен мотивированный ответ.

Во-вторых, можно обратиться в прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования. Прокуратура может внести руководителю органа власти представление об устранении нарушений закона или возбудить дело об административном правонарушении в отношении конкретного должностного лица.

В-третьих, гражданин или организация вправе обратиться в суд, оспорив действия или бездействие органа власти (такие дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства), отказавшего в предоставлении нужной информации. 

Таким образом, российское законодательство предоставляет возможности восстановить права на доступ к информации разными способами, но эффективность применения тех или иных подходов зависит, с одной стороны, от компетенции и усилий самого заявителя, а с другой стороны - от позиции государственного органа (которая имеет свойство меняться от случая к случаю). 

Важно помнить, что не вся информация в РФ распространяется свободно. Некоторые сведения относятся к информации, предоставляемой по соглашению лиц (например, коммерческая тайна), или к информации, распространение которой ограничено или вовсе запрещено (государственная или служебная тайна).

На данном сайте могут использоваться материалы АНО "Гражданская инициатива против экопреступности", признанной НКО-иностранным агентом (решение Минюста РФ от 25.10.2019г.)

Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий