Защита прав граждан на чистый воздух - одно из сложнейших направлений экоактивизма. В отличие от многих других видов природоохранных нарушений, загрязнение воздуха трудно фиксировать и доказывать, а также довольно непросто добывать нужную информацию о загрязняющих веществах и их концентрациях.
Проблема загрязнения воздуха актуальная для большинства стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 25 процентов смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и 43 процента смерти от болезней легкий (включая рак) вызваны загрязнением воздуха.
В России есть довольно большой перечень загрязняющих веществ, который внесен в систему государственного регулирования - более 650 различных веществ, по которым установлены предельно допустимые концентрации (ПДК).
Однако государственный мониторинг ведется по весьма ограниченному количеству веществ, и большое число загрязнителей фактически находится не зоны контроля и регулирования. Классический пример - бензпирен, выбросы которого в российских городах стабильно растут, но при этом системной работы по выявлению источников выбросов не ведется.
Другой пример - взвешенные частицы PM2.5 и PM10. Нормативы по PM были введены относительно недавно, но в системе выдачи разрешений взвешенные частицы учитываются редко. Если, к примеру, в разрешительной документации предприятий не указаны PM, то и данных по их выбросам не будет, хотя фактически они могут образовываться и выбрасываться в воздух в больших количествах.
Причина столь плохой организации государственного мониторинга - устаревшие нормативные документы. Системообразующий документ по мониторингу был принят еще в 1993 году, и за три десятка лет система так и не стала работать эффективно.
Тем не менее, наблюдения за качеством атмосферного воздуха в той или иной форме ведутся в 250 российских городах, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполняются в 221 городе на 611 постах.
Среди веществ, по которым Росгидромет и другие органы ведут систематические наблюдения, можно отметить оксид азота, диоксид азота, диоксид серы, оксид углерода, бензпирен, формальдегид, взвешенные вещества (РМ), а также сероуглерод, хлорид водорода, фторид водорода и аммиак.
Многолетние наблюдения показывают разнонаправленные тенденции: если по выбросам бензпирена и формальдегида последние годы наблюдался рост (21 и 3 процента соответственно 2015 года по 2019 год), то по окислам азота, диоксиду серы и углекислому газу, наоборот, зафиксировано снижение объемов.
С чем связаны такие тенденции - не очень понятно, однако этот факт нужно учитывать при проведении общественного мониторинга качества воздуха, поскольку очень часто нам в качестве результатов государственного мониторинга, характеризующего качество воздуха в том или ином месте, предлагаются вещества 3-го и 4-го качества опасности – без учета того, что в каждой местности в воздухе присутствуют и специфичные вещества.
Согласно официальной статистике, в 40 городах России (18 процентов от общей численности городов) уровень загрязнения воздуха оценивается как очень высокий и высокий – в этих городах проживает 10,6 млн человек (10% городского населения).
В 133 городах (53% городов) средние за год концентрации какого-либо вещества превышают 1 ПДК. В этих городах проживает уже 50,6 млн. человек.
ПДК – норматив предельно допустимого содержания химических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экосистем. Различают ПДК среднесуточные и максимально разовые, а также ПДК для городских и сельских поседений и ПДК для воздуха рабочей зоны (предприятий).
Для первого случая действуют гигиенические нормативы ГН 2.1.6.3492-17 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе городских и сельских поселений», для второго случая - ГН 2.2.5.3532-18 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны».
ПДВ (предельно допустимый выброс) - норматив выброса загрязняющего вещества в атмосферный воздух, который определяется как объем или масса химического вещества либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатель активности радиоактивных веществ, допустимый для выброса в атмосферный воздух стационарным источником и (или) совокупностью стационарных источников, и при соблюдении которого обеспечивается выполнение требований в области охраны атмосферного воздуха.
Комплексное экологическое разрешение (КЭР) - разрешительный документ, который обязаны иметь юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность на объектах I категории.
Сводные расчеты - обобщенные сведения о концентрациях загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, отражающие состояние атмосферного воздуха на территории населенного пункта, его части или на территории индустриального парка и полученные с использованием методов расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе на основании данных о выбросах загрязняющих веществ всех стационарных и передвижных источников, влияющих на качество атмосферного воздуха на указанных территориях.
Несмотря на то, что и Минприроды, Роспотребнадзор и Росгидромет публикуют свои ежегодные доклады о состоянии в том числе и качества воздуха, их содержание постепенно уходит в сторону от детализации, которая наблюдалась в тех же самых документах 15-20 лет назад.
Особенно это будет заметно, если проанализировать информацию, которые готовят местные региональные администрации. То есть подробнейшего описания, которое можно было найти в конце 90- - начале 2000-х в региональных докладах: с перечнем всех загрязняющих веществ и всех источников этих загрязняющих веществ, перечислением основных предприятий-загрязнителей, указанием, когда, сколько раз фиксировались нарушения по тем или иным веществам, на тех или иных предприятиях – такого уже не встретить.
Другой путь – запрашивать интересующую информацию. Здесь встает интересная проблема с Росгидрометом: с одной стороны, по закону информация о состоянии окружающей среды не относится к информации ограниченного доступа, и, в принципе, Росгидромет ее не ограничивает, однако предлагает за нее платить, притом серьезные деньги.
К примеру, если стоит задача получить хорошую выборку, например, за какой-то период какой-то определенной территории, то она может стоить очень дорого.
Елена Васильева советует попробовать такой ход: запросить информацию о загрязнении через администрацию региона. Где-то в профильных региональных министерствах есть собственные лаборатории, но если такого нет, то местные чиновники могут, в свою очередь, запросить данные у Росгидромета или Роспотребнадзора.
Что касается Роспотребнадзора, то у этого органа есть полномочия проводить проверки по обращениям жителей, однако следует иметь в виду, что далеко не по всему перечню загрязняющих веществ контроль не осуществляется.
В таких случаях, нужно добиваться от ведомства привлечения сторонних лабораторий - вплоть до того, что приглашать лаборатории из других регионов.
Официальные доклады, в которых можно найти общедоступные сведения о загрязнении атмосферного воздуха:
1) О состоянии и об охране окружающей среды РФ, https://www.mnr.gov.ru/docs/gosudarstvennye_doklady/
2) О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучии населения РФ, https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=14933
3) Обзор состояния и загрязнения окружающей среды в РФ (Главная геофизическая обсерватория им.Воейкова),
http://www.meteorf.ru/product/infomaterials/90/?year=2019&ID=90
4) Лаборатория анализа и оценки состояния загрязнения атмосферы, http://voeikovmgo.ru/?option=com_content&view=article&id=346&Itemid=146&lang=ru
5) Региональные доклады (в т.ч.Роспотребнадзора и Росгидромета).
Другие источники данных о качестве воздуха (не всегда общедоступные):
Региональные центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) – платно;
Администрации регионов (в т.ч. информация постов Росгидромета, региональных/городских лабораторий и постов наблюдений);
Региональные и территориальные управления Роспотребнадзора (в т.ч. результаты наблюдений по требованию жителей)
Данные производственного экологического контроля;
Разрешительная документация (разрешения на выбросы, нормативы ПДВ, проекты СЗЗ, лицензии и т.п.).
Интересные данные можно также получить непосредственно от предприятий-загрязнителей, которые обязаны вести производственный экологический контроль, а также контролировать загрязнения на границах санитарно-защитных зон.
Иногда предприятия-загрязнители начинают жонглировать цифрами, когда пытаются выдать показания на границах СЗЗ соответствующими нормативам для рабочей зоны - а это совершенно разные нормативы: для рабочих зон нормативы по концентрациям загрязняющих веществ в 5-6 раз ниже и слабее, чем те нормативы, которые существуют для жилой зоны.
Очень серьезный пласт информации содержится также в разрешительной документации. Дело в том, что любое предприятие, должно получить разрешение на выбросы: оно должно подготовить, рассчитать нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ), то есть какие показатели должны быть по каким веществам, чтобы не было превышений значений ПДК в прилегающей зоне.
Можно использовать информацию, которая содержится в проектах санитарно-защитных зон: них указаны нормативы ПДВ, приведена также инвентаризация веществ-загрязнителей и даже есть карты рассеивания загрязнений, в которых видно, попадают ли те или иные загрязняющие вещества в жилую зону или нет.