До сих пор российское законодательство об обращениях граждан было одним из самых либеральных на постсоветском пространстве. Послать запрос или жалобу в орган власти можно было любым доступным способом: хоть отнести лично или отправить почтой бумажное письмо, хоть послать его же по электронной почте или через форму на сайте нужного ведомства. После марта 2025 года этой вольнице придет конец: для отправки обращений в электронном виде нужно будет авторизовываться на Госуслугах, при этом отдельные ведомства смогут устанавливать собственный порядок получения обращений в электронной форме.
Право вступить в официальную переписку с государством и добиться рассмотрение своего вопроса - важнейший фундамент, на котором строится любая общественная правозащитная деятельность. Базовым законом, гарантирующим возможность обращаться в государственные и муниципальные органы, является Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», статья 2 которого гласит, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, а также государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложены публично значимые функции.
Мы уже разбирали основные положения этого закона и нюансы его применения и лайфхаки, потому сейчас пройдемся лишь по нормам, которые регламентируют способы отправки писем и идентификацию отправителя.
Итак, пока еще действующая редакция закона не делает никаких различий в способах доставки обращения до органа власти. Говорится о том, что обращение гражданина – это направленное в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в устной, письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба (пункт 1 статьи 4)
Отдельно было прописано, что обращение, поступившее в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в том же порядке, что и при любых других формах доставки. Для «обычных» писем установлены следующие требования по идентификации адресата и заявителя: нужно четко указывать наименование органа, фамилию должного лица, кому адресовано обращение, а также собственное ФИО автора обращения, а также его почтовый адрес (обратим на это внимание!), по которому должен быть направлен ответ (пункт 1 статьи 7).
Для обращения, которое поступило в электронной форме, не требовался даже почтовый адрес. Минимально необходимый для идентификации заявителя набор был таков: ФИО и адрес электронной почты: больше не требовалось вообще ничего, даже никакой подписи или ее аналога (пункт 3 статьи 4).
Справедливости ради стоит отметить, что закон об обращениях граждан принимался тогда, когда Интернет только входил в широкий обиход (напомним, что речь о середине 2000-х), и у государства в принципе было не так уж много возможностей удостовериться, что электронное
обращение посылает добропорядочно обеспокоенный гражданин, а не бот или пранкер (впрочем, никаких ботов в нынешнем понимании тогда тоже не было).
Ситуация изменилась с появлением портала «Госуслуги», когда у госструктур появились возможности для надежной верификации личности граждан. С самого начала было ясно, что этот инструмент рано или поздно начнут применять и при переписке с гражданами.
Первые ласточки полетели в 2020 году, когда появился Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». Закон ввел понятие «охраняемые законом ценности» (окружающая среда тоже, по смыслу данного закона, де-факто отнесена к таким ценностям), поэтому любому, кто сообщает государству об опасностях для «охраняемых ценностей» и требует принять по этому поводу меры, т.е. провести контрольно-надзорные мероприятия (предположим, в отношении какого-нибудь застройщика, загрязнителя или лесозаготовителя), то для таких категорий писем был установлен особый порядок принятия их к рассмотрению.
В 2020 году был установлен особый порядок рассмотрения обращений, подразумевающих проведение выездных проверок
Подобные обращения, начиная с 2021 года, принимаются у граждан только если они поданы:
в бумажном виде через многофункциональные центры, с предоставлением паспортных данных заявителя;
в электронном виде через «единую систему идентификации и аутентификации на едином портале государственных и муниципальных услуг» (читай: портал «Госуслуги»);
напрямую в контролирующий орган при условии «установления личности гражданина и полномочий представителя организации».
На практике - автор этих строк неоднократно с этим сталкивался - идентификация заявителя вылилась в то, что в некоторых случаях после «обычной» (например, через электронную почту) подачи обращения в контролирующие органы без предоставления паспортных данных, из этих самых органов поступали звонки с требованием либо лично явиться с паспортом (такая практика была, например, в органах МЧС), либо заполнить специальную форму, куда следовало внести данные о своей регистрации, паспорте, фактическом месте жительства и т.п. (такой подход практиковали, в частности, управления Россельхознадзора).
В отдельных экзотических случаях государственные инспекторы просили связаться с ними с помощью видеозвонка и под запись показать паспорт и собственное лицо – прямо как при оформлении микрокредита или банковской карточки.
Но казус заключался в том, что от этих процедур можно было отказаться без всяких для себя последствий, а ответ на обращение все равно должны были прислать в 30-дневный срок, поскольку все описанные новеллы вовсе не отменяли базовых норм законодательства об обращениях граждан.
Но вот уже в 2023 году подправили и сам закон «О порядке рассмотрения обращений граждан»: в статью 4 добавили, что электронное обращение может подаваться в том числе и «с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (т.е. «Госуслуги»). Но прежние методы подачи обращений оставались актуальными.
Некоторые ведомства (например, Роспотребнадзор) тут же побежали впереди паровоза и сделали на своих порталах обязательной авторизацию через «Госуслуги».
Форма для авторизации на сайте Роспотребнадзора
Логическую точку в цепочке ужесточения порядка идентификации подателей обращений поставил Федеральный закон от 28.12.2024 №547-ФЗ. С 30 марта этого года все обращения, поступающие в государственные или муниципальные органы и организации в электронной форме, должны будут направляться только через «Госуслуги» или через официальный сайт госоргана (как в приведенном примере с Роспотребнадзором) при условии обязательной авторизации с помощью всё тех же «Госуслуг».
В истории с «мартовскими» поправками интересны два момента. Во-первых, скорость, с которой они были приняты: в сентябре 2024 года Заксобрание Краснодарского края выступило с соответствующей законодательной инициативой; уже в октябре проект закона прошел все думские комитеты, а к середине декабря был принят в окончательном чтении и одобрен Советом Федерации.
Во-вторых, любопытен сам мотив поспешного введения поправок. В пояснительной записке кубанского ЗСК авторы сетуют, что «не все заявители реализуют свое право добросовестно» и жалуются на «массовые обращений от заявителей, использовавших зарегистрированные в иностранной доменной зоне адреса электронной почты», мол, это чревато рисками хакерских атак на органы власти, а также «дезорганизацией работы органов публичной власти всех уровней».
Впрочем, на выходе закон получился совсем (ну или не совсем) таким, каким его хотели видеть кубанские депутаты-алармисты. Если региональные избранники требовали только запретить почтовые сервисы в иностранных доменных зонах, то их федеральные коллеги пошли иным путем.
Итак, какие конкретно новшества вступят в силу 30 марта 2025 года в Федеральном законе № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»?
1) пункт 1 статьи 4 закона переписан таким образом, что авторизация подателя электронного обращения на «Госуслугах» из опциональной превращается в обязательную;
2) статья 6 дополнена частью 3, из которой следует, что для органов внутренних дел, органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, ФСБ, ФСО, Службы внешней разведки «может быть установлен особый порядок направления обращений в форме электронного документа и направления ответов на обращения, уведомлений» (скорее всего, речь идет о том, что этим структурам будет дано право не принимать и не рассматривать обращения, поступившие через иностранные почтовые сервисы – так что придется использовать почту на Яндексе или на Mail.ru; впрочем, для этого на уровне соответствующих служб должны быть утверждены собственные правила);
3) в часть 3 статьи 7 внесено дополнение: после слов «использует адрес (уникальный идентификатор) личного кабинета на Едином портале» появилась добавка «или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления, обеспечивающей идентификацию и (или) аутентификацию гражданина»;
4) в части 4 статьи 10 первое предложение переписано таким образом, что у госорганов появляется выбор, каким способом отвечать гражданину на обращение: либо на указанный адрес электронной почты либо «по адресу (уникальному идентификатору) личного кабинета гражданина на Едином портале или в иной информационной системе государственного органа или органа местного самоуправления» (видимо, за этой витиеватой фразой кроется то, что ответы могут падать в личный кабинет на «Госуслугах» - для этого там создан и давно функционирует специальный раздел).
К слову, авторы введенных в закон об обращениях граждан новшеств обосновывают свое решение еще и заботой о безопасности граждан (в части 3 статьи 6 так прямо и записано). Но на практике в российских коррупционных реалиях подобного рода «забота» выливается ровно в обратное: персональные данные о гражданине-заявителе станут доступны огромному количеству чиновников, риски утечки этих данных и попадания в руки тех, на кого человек жалуется, возрастут невероятно.
Все это существенно, как нам видится, понизит уровень конфиденциальности и безопасности заявителей и ударит по мотивации вообще куда-либо направлять электронные обращения и жаловаться таким способом на различные нарушения (кажется, как раз на это и нацелены новшества).
Не стоит сбрасывать со счетов также упомянутый выше закон о госконтроле, где содержится довольно неприятная норма: если в ходе проверок чиновники вдруг придут к выводам, что в обращении гражданина были указаны «заведомо ложные сведения», то госорган вправе обратиться в суд в «целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения» (пункт 2 статьи 59). Пока это была неработающая норма - очевидно, во многом в связи с трудностями качественной идентификации личностей заявителей. Но надо думать, что с введением обязательной электронной аутентификации этой опции будет дан ход, и уже в этом году нельзя исключать первых судебных процессов по искам к гражданам, указавших какие-то не такие, по мнению госорганов, сведения в своих обращениях.
Граждан-заявителей теперь могут обязывать возмещать расходы, понесенные при проведении проверки
Что касается практики так называемых факс-атак (массовая засылка шаблонных обращений в органы власти), то теперь такая активность не будет столь же легкой, как прежде, когда было достаточно скопировать шаблон письма, вставить ФИО и отправить по электронке. То есть участие в разнообразных коллективных петициях осложнится необходимостью раскрывать личные данные.
Серьезно заденут новые правила и юридические лица. Отправлять обращения от организаций, как раньше - просто по электронке - больше не получится. Придется либо заводить на «Госуслугах» учетную запись организации, для чего придется идти в налоговую за получением усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), либо возвращаться к старым добрым методам нарочной разноски писем (с получением копии с отметкой о приеме) или же использовать обычную почту - все в любом случае сулит неудобства и изрядную потерю времени.
Гражданам, которые хотят и дальше жаловаться на нарушения закона, но не хотят или опасаются полностью себя раскрывать, придется, видимо, идти по тому же пути: возвращаться к практике бумажных писем. В таких обращениях по-прежнему требуется только указывать ФИО и почтовый адрес.
Правда, не стоит сбрасывать со счетов, что в иных случаях органы все же могут попросить показать паспорт и начнут угрожать судом за «ложные сведения». Для профилактики таких инцидентов рекомендуется запастись любыми доступным подтверждающими материалами: документами, фотографиями, видеозаписями нарушений, скриншотами из Интернета, актом о событии - всем, что подходит для вашего случая. А при визите к чиновникам для подтверждения личности лучше включить диктофон, а также зафиксировать фамилии и должности лиц, которые с вами взаимодействуют - на случай, если придется обжаловать неправомерные действия.