Как гласит новая редакция статьи 16 упомянутого закона, экспертом государственной экологической экспертизы теперь не может быть представитель заказчика или разработчика подлежащей ГЭЭ документации. Также экспертами не смогут быть граждане и представители юридических лиц, состоящие в трудовых или «иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком объекта ГЭЭ». Эта мера направлена на обеспечение беспристрастности экспертизы и на исключение конфликта интересов, когда специалисты, разрабатывавшие документацию (или оплатившие ее разработку) и очевидно заинтересованные в ее успешном прохождении через экспертизу, вдруг сами оказываются в числе принимающих решение экспертов. В регионах таких случаев довольно много и прежде не было никакого механизма вывести таких лиц из экспертизы.
Теперь же, если выяснится, что эксперт имеет конфликт интересов, то, как минимум, это будет являться административным правонарушением, а также поводом для аннулирования результатов экспертизы и повторного ее проведения с другим составом специалистов.
С 1 сентября 2025 года вступит в силу еще один пакет поправок, также касающийся экспертов экологической экспертизы: такие лица (включая и экспертов общественной экологической экспертизы) должны будут проходить аттестацию, сдавать квалификационные экзамены и числиться в специальном реестре. Требования к составу аттестационной комиссии, порядку экзаменации кандидатов и ведению реестра экспертов будут установлены подзаконным нормативным актом.
Принятые в декабре 2023 года поправки в закон «Об экологической экспертизе» касаются целого ряда положений и носят весьма противоречивый характер. В частности, законодатели наделили правом проводить общественную экологическую экспертизу (ОЭЭ) любые экологические НКО (ранее такое право было только у общественных организаций), у которых такая опция закреплена в уставе. С другой стороны, установленные требования по аттестации экспертов ОЭЭ сделают такую экспертизу менее доступной для небольших региональных экоорганизаций, не имеющих возможностей нанимать платных экспертов с «корочкой» - это, как ожидается, сократит общее количество проводимых в стране общественных экспертиз, а у госорганов, очевидно, появится больше рычагов влияния на экспертов и на результаты их выводов.