Все статьи

Оценка воздействия на окружающую среду. Часть 3: общественные обсуждения

3 Сентября
0
Продолжаем исследовать процедуру оценки воздействия на окружающую среду. Сегодня поговорим о кульминации процедуры ОВОС – общественных обсуждениях и о том, что в итоге появляется по завершении всех этапов.

Продолжаем исследовать процедуру оценки воздействия на окружающую среду и возможности, которые она дает для защиты экологических прав граждан. Сегодня поговорим о кульминации процедуры ОВОС – общественных обсуждениях и о том, что в итоге появляется по завершении всех этапов.

Что должно быть в составе материалов ОВОС

Итак, когда заказчик намечаемой деятельности прошел начальные и получил на руки предварительный вариант материалов ОВОС, он может выносить их на общественные обсуждения.

Прежде чем перейти к описанию порядка организации и проведения таких обсуждений, рассмотрим требования к составу материалов оценки воздействия на окружающую среду (в Положении об ОВОС приведено типовое содержание таких материалов – приложение к Разделу 5).

На общественные обсуждения должен быть представлен следующий комплект документов (выделено главное, на что в первую очередь и следует обращать внимание при ознакомлении с материалами ОВОС).

1) Общие сведения о заказчике - указывается его название (если это юрлицо), ФИО (если физлицо), адрес, телефон, факс, электронная почта. Обязательно также должны указываться контакты ответственного лица.

2) Характеристика типа обосновывающей документации – т.е. то, что подразумевается обсуждать: проектную документацию, материалы комплекскного экологического обследования территорий и т.п. – в зависимости от предмета государственной экологической экспертизы (см выше перечень случаев, при которых проводится ГЭЭ).

3)  Пояснительная записка - краткое описание характера и содержания материалов ОВОС).

4) Объяснение цели намечаемой деятельности - т.е. описание мотивов реализации проекта и его конечных результатов.

5) Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности – описание различных вариаций «основного» проекта либо описание других возможных проектов), включая «нулевой вариант».

6) Анализ и описание основных видов воздействия на окружающую среду в результате реализации проекта и его альтернативных вариантов - приводится перечень возможных негативных или положительных (бывает и такое!) воздействий.

7) Анализ и описание текущего состояния окружающей среды в месте реализации предлагаемого проекта. В этом разделе обычно приводятся общие данные о растительном и животном мире исследуемой территории (отдельно описываются виды, занесенные в Красную книгу РФ, указываются местообитания таких видов), о ее геологических, геморфологических и гидрологических особенностях; дается справочная информация о климате и метеорологических особенностях (температурный режим каждого сезона, среднегодовое и среднесезонное количество осадков, направления преобладающих ветров и т.п.).

Приводится также анализ антропогенной нагрузки, существующих экологических проблем, даются официальные актуальные сведения о качестве атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, излагаются результаты собственных полевых изысканий (если таковые проводились), дается анализ космических снимков изучаемой территории.

8) Анализ и описание воздействия на окружающую среду - это в строгом смысле и есть сам ОВОС - когда на основе собранных данных об актуальном состоянии окружающей среды в интересующем месте делается научный анализ и прогноз того, как дополнительное вмешательство повлияет на состояние территории.

Здесь важно учитывать, что при определенных условиях общее воздействие на окружающую среду может быть даже положительным: например, если планируется построить цивилизованный и устроенный по всем нормативам полигон ТБО и ликвидировать несанкционированные свалки.

9) Описание мер по предотвращению и/или снижению негативного воздействия намечаемой деятельности - здесь речь идет о двух вещах: прямых действиях по снижению негативного воздействия и о компенсационных мерах.

Прямые действия  - это, к примеру, применение  технологий, обеспечивающих снижение или предотвращение выбросов, твердых и жидких отходов (например, применение системы замкнутого водоснабжения, рециклинг твердых отходов  и т.п.), различные очистные и шумоподавляющие сооружений, различные инженерно-экологические решения (высадка защитных лесонасаждений, защита близлежащих водоемов от загрязнений  и т.п.).  Прямыми действиями также считаются меры по перемещению объектов животного или растительного мира с места будущей стройки.

В отличие от прямых действия по снижению экологического ущерба компенсационные меры - это комплекс действий, направленный на восстановление потерь в природной среде (например, в ОВОСе может быть приведен расчет ориентировочного количества растений и животный, которые должны будут погибнуть в результате реализации проекта.

В качестве восполнения (компенсации) меры могут быть предложены мероприятия по искусственному восстановлению численности пострадавших популяций или компонентов экосистем (высадка новых деревьев, кустарников или травянистой растительности, выпуск в водоемы молоди рыб, мероприятия, различные биотехнические мероприятия и т.п.). В качестве компенсационной меры может рассматриваться и создание ООПТ на той территории или в том регионе, где планируется опасная хозяйственная деятельность, для охраны тех природных комплексов, которые от этой деятельности могут пострадать.

10) Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду. Здесь имеется в виду то, что некоторые виды негативного воздействия может быть трудно предугадать в данном конкретном случае – об этой неопределенности и должно быть заявлено в материалах ОВОС.  Положение об ОВОС предписывает, что в  случае  выявления  при  проведении  оценки  воздействия  на  окружающую  среду  недостатка информации или факторов неопределенности  в  отношении  возможных  воздействий  заказчик  (исполнитель)  должен запланировать  проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решения о допустимости намечаемой деятельности, а также определяет (разрабатывает)  программу  экологического  мониторинга  и контроля, направленного на устранение данных неопределенностей.

11) Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа –в материалах ОВОС должно содержаться описание того, как инициаторы проекта собираются мониторить экологическую обстановку вокруг своего объекта, а также изучать его воздействие на окружающую среду. Это достаточно важный пункт, который страхует от того, чтобы ОВОС не стал формальной процедурой, а из него вытекали бы конкретные практические обязательства заказчика - уже после того, как он реализует своей проект.

12) Резюме нетехнического характера - краткое описание намечаемой хозяйственной деятельности, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.

Как проходят общественные обсуждения

Установленный в Положении об ОВОС порядок проведения общественных обсуждений обязывает заказчика, имеющего на руках, предварительный ОВОС, заблаговременно проинформировать граждан о месте и сроках ознакомления с ним и о возможностях для представления замечаний (под этим понятием подразумеваются и возражения, и предложения, и вообще любые формы общественной реакции). 

Первое, что он должен сделать - опубликовать объявление в тех же самых средствах  массовой  информации, где публиковались уведомления о намечаемой хозяйственной деятельности (см. выше) не позднее чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (дня проведения общественных слушаний).

Как правило, это же объявление может быть размещено и на сайте органа местного самоуправления.


Заказчик может также напрямую сообщить данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности. Как правило, это та самая общественность, которая еще на первом этапе выразила заинтересованность участвовать в процессе. Проинформировать таких людей (или организации) заказчик обязан в том случае, если могут они не располагают доступом к тем средствам массовой информации, в которых опубликованы объявления об общественных обсуждениях (например, это могут быть иногородние эксперты, представители НКО и др.).

Важный нюанс: пункт 4.10 Положения об ОВОС гласит, что представление общественности для ознакомления предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и сбор замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Проще говоря, проинформировать о начале общественных обсуждений необходимо не позднее чем за 30 дней до даты общественных слушаний, но материалы ОВОС можно отдавать в публичный доступ позднее, но не позднее, чем за две недели до проведения слушаний.

На этом расхождении пытаются играть не вполне порядочные заказчики ОВОС, которые стремятся сократить максимально сроки общественных обсуждений, опасаясь критики своего проекта и противодействия со стороны общественности. Чаще всего в таких случаях нарушают 30-дневный срок с момента публикации объявления до общественных слушаний, надеясь, что этого никто не заметит.

В каком же виде материалы должны быть доступны для общественности – в электронном или печатном? Положение об ОВОС не регламентирует этот момент, поскольку это уже область компетенции органов местного самоуправления – именно на администрации того муниципального образования, на территории которого намечена хозяйственная деятельность, и лежит обязанность организовывать эти обсуждения.

Эта обязанность прописана в пункте 1 статьи 9 ФЗ «Об экологической экспертизе» («организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе»). Кроме того, также и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возлагает на органы местного самоуправления обязанность привлекать население к своей деятельности и к участию в решении вопросов местного значения, в число которых косвенно входит и принятие решений о намечаемой хозяйственной деятельности.

На практике это выглядит обычно так, что заказчик ОВОС обращается с заявлением в администрацию о необходимости проведения общественных обсуждений в форме слушаний (как правило, задолго до подачи объявления в СМИ), администрация принимает решение по заявлению и выпускает постановление главы администрации об организации таких слушаний (любые муниципальные нормативные акты публикуются на сайте органов местного самоуправления), в котором определяется место (как правило, это или здание самой администрации, или подведомственного ей учреждения – какого-нибудь дома культуры, клуба, спортивного центра и т.п.) и время проведения слушаний (обычно это будние дни и рабочие часы). 


Пример объявления об общественных слушаниях

Заметим, что общественные слушания - не единственная возможная форма общественных обсуждений материалов ОВОС. Положение об ОВОС допускает общественные обсуждения также, например, в форме социологического опроса или референдума (статья 4.3). Но на практике, все-таки, устоялась такая форма как общественные слушания, поскольку они организуются в форме собраний - наиболее понятному и удобному для граждан способу получения и обсуждения общественно значимой информации.

В общественном сознании часто смешиваются понятия общественных и публичных слушаний.

Публичные слушания - это процесс обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования по вопросам местного значения. Такими вопросами, например, являются вопросы градостроительной деятельности и землепользования: внесение изменений в Генплан и ПЗЗ, изменения категорий земель и целевого назначения земельных участков и т.п. 

Общественные же слушания предусмотрены для обсуждения материалов ОВОС. Но общественные и публичные слушания, все-таки косвенно связанные между собой процессы: после того, как заказчик ОВОС пройдет все этапы этой процедуры, а также государственную экологическую экспертизу, ему будет необходимо получить земельный участок (возможно, также изменить ее категорию или вид разрешенного использования) и разрешение на строительство, выдаваемое местными органами власти – вот тогда должны пройти и публичные слушания, но уже не по процедуре ОВОС, а по вопросу землепользования и возможного нарушения прав владельцев смежных участков.  

Хотя бывает и наоборот: инициаторы проекта заранее получают участок, проходят публичные слушания и уже затем приступают к процедурам ОВОС (если, конечно, из случаев подпадает под экологическую экспертизу). В любом случае, всегда нужно очень внимательно разбираться с тем, какой именно процесс, связанный с намечаемым проектом, идет в данный момент времени, дабы не попасть впросак и не предпринять ошибочных действий. 

Порядок проведения общественных слушаний на территории конкретного муниципального образования определяется местными нормативными актами. Такие нормы могут быть прописаны в уставе муниципального образования или в отдельном документе. Проблема здесь заключается в том, что подавляющем большинстве российских муниципалитетов нет и никогда не было специальных актов, регламентирующих проведение именно общественных, а не публичных слушаний, и это составляет серьезную проблему: возникает противоречие между тем, что написано в местном акте и требованиями Положения об ОВОС  - например, по поводу сроков ознакомления граждан с материалами.  Чаще всего такие противоречия заказчик ОВОС старается трактовать в свою же пользу.

После того, как заказчик согласовывает с администрацией дату проведения общественных слушаниях, он обязан разместить объявление о них в официальной газете («У Белого моря») не позднее чем за 30 дней до слушаний. Со дня публикации объявления в течение 30 календарных дней Комиссия по проведению общественных слушаний ведет прием замечаний и предложений по рассматриваемым материалам – т.е. в местном нормативном акте устранена вилка в обязательном сроке доступности материалов ОВОС для общественности - четко закреплено, что этот срок должен составлять не менее 30 дней со дня публикации объявления о слушаниях. 

Интересно регламентированы и сами общественные слушания: в частности, дана норма, прямо обязывающая заказчика «предоставить возможность изложить свою точку зрения, замечания и рекомендации по обсуждаемому документу всем заинтересованным сторонам». Кроме того, предусмотрено, что в случае недостижения согласия между сторонами, то заказчик обязан проинформировать участников слушаний и других заинтересованных лиц о дальнейших мерах, которые он намерен предпринять для урегулирования разногласий.

Что касается протокола общественных слушаний, то действующие в Архангельске правила предусматривают 5-дневный срок на изготовление этого документа после завершения слушаний, при этом один экземпляр направляется заказчику, а второй остается в администрации, и его копия должна предоставляется по требованию любым заинтересованным лицам.

Положение об ОВОС устанавливает, что протокол общественных слушаний подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика – т.е. на выходе должен получиться документ, фиксирующий позиции всех сторон.  

Поскольку после своего изготовления протокол общественных обсуждений становится частью окончательных материалов ОВОС, то в составе данных материалов протокол становится доступным для ознакомления в течение всего периода времени до окончания государственной экологической экспертизы 

Как сделать свое участие в общественных слушаниях эффективным?

В целом, по описанному выше сценарию общественные слушания проходят почти везде, однако не лишним будет привести некоторые рекомендации.

- для того, чтобы правильно зафиксировать свою позицию и требования, включаться в процесс ОВОС а необходимо до самих общественных слушаний (т.е. с началом 30-дневного периода общественных обсуждений);

- по возможности сохраните газеты и скриншоты интернет-страниц с объявлениями о назначении  общественных слушаний, распечатку постановления главы, на основании которого проводится данное мероприятие  - это может понадобиться на случай оспаривания легитимности слушаний и законности их организации.

- лучше всего как можно раньше получить материалы ОВОС (если он есть только в печатном виде  - переснять на фото каждую страницу, начиная с титульного листа), внимательно проверить их состав;

- необходимо внимательно ознакомиться с текстом, иллюстрациями и приложениями (это могут быть фотографии, схемы, таблицы фрагменты топографических карт и космоснимков и др.). Когда нет возможности самостоятельно разобраться в написанном – рекомендуется обратиться за помощью экологические организации или к компетентному эксперту в той области, которая является предметом общественных обсуждений. Но в любом случае рекомендуется обратить особое внимание на вводную часть материалов, заключение, а также резюме нетехнического характера (обычно там кратко излагается суть намечаемой деятельности и ее риски) – уже этого бывает достаточно для формирования общественно представления;

- полезно найти местный нормативный акт (искать этот документ можно на официальном сайте органа местного самоуправления или по ключевым словам в интернет-поисковике, например: «Положение о проведении общественных слушаний в г. Сыктывкаре») , регламентирующий порядок организации и проведения общественных слушаний; в этом документе  обратить особое внимание на порядок формирования комиссии по проведению общественных обсуждений, порядок участия граждан и общественных объединений (может требоваться заблаговременная регистрация), сроки изготовления протокола слушаний, порядок его получения.  Расхождения между тем, что написано в нормативном акте и реальной картиной, являются серьезным основанием для отмены общественных обсуждений или их переноса на более длительный срок.

- готовить и подавать свои замечания и предложения в письменном виде (в этом случае их гарантированно приобщат к материалам общественных обсуждений). Замечания лучше всего подавать в форме заявления на имя председателя комиссии по проведению общественных обсуждений с копией для заказчика слушаний. К заявлению могут прилагаться какие угодно приложения - документы, фотографии, CD-диски и т.д. Главное - не забыть в конце письма привести перечень приложений (это будет гарантировать их не «потеряют»).   

-  в заявлении целесообразно кратко и максимально доходчиво (своими словами, не обязательно использовать научный или бюрократический язык) изложить, какое негативное воздействие намечаемая деятельность окажет на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию в вашем муниципалитете (осуществятся рубки леса, произойдет загрязнение источников питьевого водоснабжения и т.д.); какое влияние окажет реализация проекта на социальную сферу (возрастет нагрузка на транспортную сеть, имеется риск роста числа опасных заболеваний и т.п.); будет ли достигнут заявленный инициаторами проекта экономический эффект и другие выводы, которые вы считаете необходимым озвучить.

- приходить на общественные слушания необходимо заранее, чтобы успеть зарегистрироваться в листе участников и записаться в очередь выступающих (если вы собираетесь выступить), а также выяснить у членов комиссии, когда и где можно будет получить копию протокола слушаний. Протокол  - это вообще ключевая вещь, поскольку является, итогом всей процедуры ОВОС и в качестве одного из приложений в входит в состав окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

- о любых выявленных фактах нарушения процедуры ОВОС или порядка организации общественных обсуждений нужно заявлять прямо на слушаниях – чтобы ваши слова попали в протокол. Общее правило таково: смотреть сначала на формальные моменты (соблюдение сроков, процедур, комплектности материалов и т.п.) и только потом пытаться оценивать суть самих материалов ОВОС.

Что происходит после слушаний?

Вопреки распространенным представлениям, по завершении общественных слушаний, вовсе не закрываются возможности для общественного участия – еще даже не завершается процедура ОВОС. Дело в том, что еще 30 календарных дней отводится после общественных слушаний на принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений.

Т.е. если не было возможности представить замечания в период до или во время общественных слушаний, сделать это можно еще в течение месяца после них (правда, уже только в письменном виде). Все поступившие в этот период обращения также приобщаются к материалам ОВОС.

Собственно, на основе поступившей критики, замечаний и предложений и готовится окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится путем доработки исправления предварительных материалов. Окончательные материалы ОВОС вместе с протоколом общественных слушаний и информацией об учете поступивших замечаний и предложений направляются на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу - если таковая заявлена.

На данном сайте могут использоваться материалы АНО "Гражданская инициатива против экопреступности", признанной НКО-иностранным агентом (решение Минюста РФ от 25.10.2019г.)
Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий