Все статьи

Оценка воздействия на окружающую среду. Часть 2: начальные этапы ОВОС

3 сентября 2021
0
Продолжаем изучать процедуру оценки воздействия на окружающую среду. И в этот раз познакомимся с начальными этапами этой процедуры. Во многих случаях уже на ранних стадиях ОВОС можно собрать достаточно доказательств неприемлемости намечаемого проекта.

Продолжаем изучать процедуру оценки воздействия на окружающую среду. И в этот раз познакомимся с начальными этапами этой процедуре, значимость которых часто недооценивают. А зря: во многих случаях, уже на ранних стадиях ОВОС можно собрать достаточно доказательств неприемлемости намечаемого экологически опасного проекта.

Презумпция потенциальной опасности

Действующая в России процедура ОВОС (т.н. «национальная процедура») базируется на ряде основополагающих принципов, которые определяют сам смысл данной процедуры. Такие принципы прописаны в Разделе II Положения об ОВОС.

Отметим основное:

- любая намечаемая хозяйственная деятельность должна рассматриваться как потенциально опасная для окружающей среды;

- при проведении ОВОС заказчик (исполнитель) обязан рассмотреть альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности – вплоть до полного отказа от намечаемого проекта («нулевой вариант»);

- участие общественности - неотъемлемая часть процесса  ОВОС, основанного на принципе гласности;

- обеспечение участия общественности (в том числе информирование) заказчиком на всех этапах процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду;

- все участники процесса имеют право на своевременное получение полной и достоверной информации (материалов ОВОС, сведений об этапах ОВОС, о намеченных в его рамках мероприятиях и пр.);

- материалы ОВОС должны быть научно обоснованы, а также должны отражать взаимосвязь не только экологических, но социальных и экономических факторов.

Таким образом, видно, что Положение об ОВОС основано на базовых демократических принципах, которые в данном контексте, несомненно имеют практическую значимость: нарушение любого из этих основополагающих правил может служить основанием для признания всей процедуры ОВОС не соответствующей закону.

Сама процедура ОВОС – растянутый по времени процесс (его последовательность описана в Разделе III Положения об ОВОС). Все процедуру можно условно сгруппировать в пять этапов.

Сегодня подробно рассмотрим первые три этапа.  

Первый этап: информирование и предварительная оценка

В сущности, первый этап ОВОС - самый важный, поскольку именно на этой стадии общественность имеет больше всего возможностей останавливать экологически неприемлемые проекты. 

Начинается этап она с того, что инициатор намечаемой хозяйственной деятельности «подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности, цели ее реализации, возможные альтернативы, описание условий ее реализации».

Говоря проще - обращается с официальным письмом в администрацию (региональную или муниципальную) с подробным описанием своей инициативы.

Уже на этой стадии, у заказчика возникает обязанность проинформировать общественность двумя способами – обязательным и дополнительным.

Обязательный способ информирования заключается в том, что уже этапе уведомления властей, заказчик (в данном случае –- сам инициатор проекта или его представитель) обязаны опубликовать в официальном печатном органе того уровня (федеральном,  если намечаемая деятельность подлежит экспертизе федерального уровня или региональном и местном официальном печатном издании, если объект экспертизы – регионального уровня) объявление со следующей информацией:

- название, цель и месторасположение намечаемой деятельности;

- наименование и официальный адрес заказчика или его представителя;

- примерные сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

- сведения об органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду.

Также в объявлении может даваться любая другая информация, имеющая отношение к сути вопроса. На практике обычно выбор печатного органа для публикации подобного информационного объявления обычно определяется следующей формулой: официальная газета федерального (обычно это «Российская газета») или регионального органа власти (в зависимости от уровня объекта экологической экспертизы) + официальная газета органа местного самоуправления, на территории которого (или которых) непосредственно намечается данная деятельность.

Дополнительное информирование население может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении, в периодической печати, через Интернет и другими способами (вплоть до расклейки объявлений), обеспечивающими распространение информации. Но при этом важно отметить, что дополнительный канал распространения информации не может подменять собой обязательный, что не всегда понимают участники процесса ОВОС, которые, например, могут предъявлять претензии к инициатору проекта по поводу того, что сведения о проекте не были размещены в Интернете - в частности, на сайте местной администрации.

С точки зрения здравого смысла, эти претензии вполне обоснованы  - в информационный век нельзя считать газеты единственным способом донесения информации. Однако действующее Положение об ОВОС, принятой еще 2000 году, увы, не обязывает размещать объявления ни об одном из этапов ОВОС в Интернете.

Отсюда вытекает простая рекомендация: отслеживать выпуски «Российской газеты» и «своей» региональной и местной прессы. Если нет возможности оформить подписку или покупать каждый номер в киоске, то получить доступ к газетам можно в библиотеке (здесь же можно полистать и старые подшивки, если есть такая необходимость), либо же обратившись непосредственно в редакцию.

На местном уровне обычно достаточно просто идентифицировать издания, являющиеся официальными печатными  органами региональных или муниципальных органов власти – - обычно они всем известны как газеты с «официозом», где публикуются решения, постановления, различного рода официальные объявления и пр. Местные органы власти либо сами могут входить в состав учредителей такой газеты, либо иметь с ней договор на информационное обслуживание.

После уведомления властей и информирования населения заказчик проводит предварительную оценку воздействия, т.е. готовит некий набросок основных моментов будущего ОВОС, оценивает основные риски, связанные с реализацией проекта, описывает предполагаемые экологические и социально-экономические последствия, предлагает компенсационные меры.

Уже на этой стадии заказчик обязан не только сообщить, но и задокументировать следующую информацию:

- описание намечаемой хозяйственной деятельности, включая цель ее реализации, и возможные альтернативы,

- сроки осуществления проекта;

 - предполагаемое место размещения объекта;

 - затрагиваемые административные территории,

- возможное трансграничное воздействия (об этом уже говорилось выше –  - см. главу «ОВОС в систем национального законодательства» );

-  соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

- сведения состоянии окружающей среды в том месте, где намечена реализация проекта  и ее наиболее уязвимых компонентах.

Обратим особое внимание на два последний пункта. Любая экономическая деятельность в нашей стране сегодня должна соответствовать территориальному планированию –   - как региона, так и муниципальных образований. Такие требования устанавливает градостроительное законодательство.  Соответственно, оценка соответствия намечаемого проекта существующим схемам территориального планирования региона –  - важнейший компонент начального этапа процедуры ОВОС, который дает гражданам и общественным объединениям возможность уже на самой ранней стадии  указать на возможные несоответствия, на то, что проект не соответствует существующим на конкретной территории планам социально-экономического развития и использования земель. Здесь полезно не только обращать внимание не только на схемы территориального планирования региона, аналогичные схемы муниципальных образований,  генпланы и правила землепользования и застройки отдельных поселений (ПЗЗ), но и, например, на действующие региональные планы, стратегии или концепции социально-экономического развития.

К примеру, если в каком-то месте собираются строить АЭС, и это противоречит не только генплану и ПЗЗ того поселения, на территории которого собираются возводить опасный объект, но, например, стратегии или плану энергетического развития региона (скажем, этот план предусматривает увеличение доли ВИЭ в энергобалансе), то это будет мощнейшим аргументом против реализации опасного проекта – вплоть до того, что даст серьезное основание оспорить проект и принятые местными чиновниками решения в судебном порядке.

Во-вторых, важно смотреть на представленную инициаторами проекта справочные сведения о состоянии окружающей среды в том месте, где намечается экологически опасная деятельность –информацию о фоновом загрязнении, о состоянии атмосферного воздуха, качестве поверхностных вод и пр.

Во многих российских городах настолько плачевное состояние окружающей среды и настолько высокий фон загрязнения тот же атмосферного воздуха, что уже это само по себе служит «железобетонным» аргументом против появления новых источников загрязнения, как это сегодня происходит, например, в Челябинске, где местное население активно выступает против строительства вблизи города Томинского горно-обогатительного комбината, который внесет существенную лепту в и без того высокий уровень загрязнения атмосферы.

Во всяком случае, инициаторы проекта, если они заходят с ним в проблемный с экологической точки зрения регион, должны с самого начала показать, что они имеют ясный и понятный план компенсационных природоохранных мероприятий – - либо показать свою готовность решать вопрос с гражданами, чье здоровье будет непосредственно подвергаться опасности  в связи с реализацией проекта (вплоть до отселения из потенциально опасной зоны, выкупа жилья по рыночной стоимости и т.д.).

Важным компонентом первого этапа процедуры ОВОС является и такое действие, как предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности». В идеале, они должны проводится уже в процессе подготовки предварительного ОВОС, чтобы инициатор проекта мог не только определить круг заинтересованных в участии лиц, установить с ними контакт и получить предварительную «обратную связь» и замечания.   

Норма о проведении предварительных консультаций, к сожалению, никак не расшифрована в Положении об ОВОС, и не очень понятно, каким именно способом и с кем должны проводиться «консультации», однако, теоретически, такое взаимодействие можем проводиться как очно, так и дистанционно – здесь главное, чтобы инициатор проекта выявил для себя круг заинтересованной в участии в процедуре ОВОСе общественности (это могут быть местные власти, общественные объединения,  представители научного сообщества, обычные граждане и т.п.), а сама общественность имела возможность на самой ранней стадии получить всю интересующую на данном этапе информацию.

На первый этап процедуры ОВОС отводится 30 дней с момента публикации объявления в СМИ (может отводиться и больше, но в течение 30 дней заказчик обязан принимать и фиксировать все поступившие обращения), после чего заказчик имеет право приступать к подготовке техзадания на проведение ОВОС.

Второй этап: подготовка техзадания на проведение ОВОС.

 На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание (ТЗ) на подготовку окончательной версии материалов ОВОС. ТЗ – это  не просто некий рабочий черновик, а официальный документ, который приобщается к «основным» материалам ОВОС.

В Положении об ОВОС содержится следующий перечень, информации, которая обязательно должна присутствовать в ТЗ (приводим главное): 

- наименование и адрес заказчика (исполнителя);

- сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

- основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду (в том числе план

проведения консультации с общественностью);

- основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;

- предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду;.

- требования уполномоченных органов по охране окружающей среды органов власти;

- высказанные со стороны заинтересованной общественности мнения и пожелания.;

Важно отметить, что и на этом этапе заказчик не должен «закрываться» от общественности. В Положении об ОВОС содержится и требование о направлении ТЗ «участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду» (тем самым, что были выявлены на первом этапе) по их запросам, а требование по обеспечению доступности ТЗ для любой заинтересованной общественности «в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду».

В сущности, техзадание на разработку окончательного варианта материалов ОВОС является самым главным результатом первого и второго этапа ОВОС. От того, насколько качественно будет подготовлен этот документ, в каком виде и объеме там будут представлены обоснованные замечания и возражения со стороны общественности (например, о несоответствии намечаемой деятельности планам территориального развития) –- от этого будет зависеть содержание самих материалов ОВОС и, соответственно, выводы их авторов.

Третий этап: исследования и подготовка предварительного варианта материалов ОВОС

Собственно, это тот самый этап, когда заказчик ОВОС своими силами или силами подрядной организации (в большинстве случаев так и бывает) проводит аналитико-исследовательскую работу в соответствии с выработанным на предыдущем этапе техзаданием.

В Положении об ОВОС установлены следующие требования к «исследовательскому» подъэтапу:

 - в ходе исследования определяются характеристик намечаемой хозяйственной деятельности и ее возможных альтернатив (в том числе отказа от деятельности);

- проводится анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая деятельность (в т.ч. дается характеристика состояния природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т.п.);

- выявляются и анализируются возможное негативное воздействие  воздействий намечаемой деятельности с учетом альтернатив;

 - рассчитывается вероятность возни риска возникновения чрезвычайных ситуаций, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также

- дается прогноз экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий реализации намечаемой деятельности;

- определяются мероприятия, необходимые для уменьшения, смягчения  или предотвращения негативных последствий; 

- оцениваются остаточные воздействия на окружающую среду и их последствия;

- сравниваются по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности,

- дается подробное обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

- вырабатываются предложения по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой деятельности;

- даются рекомендации по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой деятельности.

Итогом исследовательской работы (она может включать в себя и полевую работу) являются предварительный вариант материалов ОВОС (в электронном и печатном виде) - эти материалы и выносятся на общественные обсуждения, о которых мы поговорим в следующих частях нашего обзора.  

Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий