Все статьи

Жизнь у зоны. Если вы живете по соседству с заводом или завод намерен «поселиться рядом с вами

24 Июля
0

В России несколько миллионов человек проживает в границах санитарно-защитных зон (СЗЗ) опасных промышленных предприятий – буферных территорий, которые принимают на себя основную часть загрязнений, выбрасываемых в атмосферу, и подвергаются воздействию вредных физических факторов: шума, вибрации, электромагнитного излучения, ультра- и инфразвука и пр. Люди ежедневно поневоле подвергают опасности свое здоровье и при этом часто не могут получить внятную информацию о том, в каких условиях им приходится существовать и как можно защитить свои права в таких условиях.

Многим проходится сталкиваться с ситуацией, когда по соседству с жилой зоной намечается или уже началось строительство опасного производственного объекта, но при этом до местных жителей доводят неполную или искаженную информацию как о самом объекте, так и о том негативном воздействии, которое будет оказываться на окружающую среду. Широко распространена практика функционирования производственных объектов вообще без установленной СЗЗ, нередки и случаи незаконной застройки самих санитарно-защитных зон.

Как в такой ситуации защитить свои права, как добиться достоверной и внятной информации о загрязнении атмосферного воздуха, как осуществлять общественный контроль соблюдения режима санитарно-защитных зон? Давайте попробуем разобраться.

Право на охрану здоровья (в это понятие входит не только доступ к системе здравоохранения, но и право на охрану здоровья в прямом смысле этого слова - от вредных факторов внешней среды) предусмотрено Конституцией РФ (ст. 41), наряду с правом на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на охрану здоровья конкретизировано в статье 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", где непосредственно указано, что право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе, охраной окружающей среды.

Основным законодательным актом, гарантирующим реализацию права на благоприятные условия жизнедеятельности, является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в статье 8 которого приводится перечень прав граждан в сфере охраны санитарно-эпидемиологического благополучия, среди которых:

- право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека;

-право получать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах санитарно-эпидемиологический надзора и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии среды обитания;

- право обращаться в органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в связи с нарушениями требований санитарного законодательства, создающими угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- право вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы санитарно-эпидемиологический надзора предложения об обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

- право на возмещение вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения санитарного законодательства.

Этот же закон (ст. 11) обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выполнять требования санитарного законодательства, в частности (и это особенно важно в рамках рассматриваемой темы!):

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний;

-своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

В статье 20 того же закона установлены требования к состоянию и охране атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций. Установлено, в частности, что атмосферный воздух не должен оказывать вредного воздействия на человека, а органы госвласти и местного самоуправления, юридические лица и предприниматели обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городах и сельских поселениях, а также в местах постоянного и временного пребывания людей.

Кроме того, в рассматриваемой статье определены два важнейших положения, имеющих непосредственно практическое значение:

  1. установлено, что критерии безопасности и (или) безвредности атмосферного воздуха для человека определяются санитарными правилами.

  2. установлено, что нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Иными словами, закон гласит, что критерии безопасности воздуха должны определяться специальными нормативными актами, коими в России являются Санитарные правила и нормы (СанПиН). СанПиНов - огромное множество, но нас в данном случае интересует два таких нормативных документа:

Первый - СанПиН 2.1.6.1032-01 от 17.05.2001г. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»

В этих правилах расписаны меры, которые должны осуществляться при строительстве объектов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха (начиная с момента выбора площадки и заканчивая требованиями к действующим источникам загрязнений). В СанПиН 2.1.6.1032-01 используется ряд важных понятий:

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. СанПиН 2.1.6.1032-01 устанавливает, что в жилой зоне уровень загрязнения не должен превышать 1 ПДК, а в местах массового отдыха граждан и на территориях лечебно-профилактических учреждений требования несколько жестче - не более 0,8 ПДК;

  • ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) - временный (введенный на время) ориентировочный гигиенический норматив (ГН) содержания вредных веществ в атмосферном воздухе. ОБУВ определяется путем расчета по параметрам токсикометрии и по физико-химическим свойствам и утверждается на ограниченный срок - обычно не более 2—3 лет, после чего для данных веществ должен быть установлен ПДК, либо ОБУВ должен быть переутвержден на новый срок или отменен в зависимости от полученных данных о его токсичных свойствах;

  • потенциал загрязнения атмосферы (ПЗА) - широко используемая на практике косвенная характеристика рассеивающих способностей атмосферы. Эта величина представляет собой отношение гипотетических среднегодовых (среднесезонных) приземных концентраций примесей от антропогенных источников в данной точке пространства к аналогичным значениям концентрации от таких же источников в некотором «эталонном» районе, где рассеяние примеси принимается наилучшим, а концентрации, соответственно, минимальными. СанПиН 2.1.6.1032-01гласит, что размещение предприятий, отнесенных в соответствии с санитарной классификацией к I и II классам вредности, на территориях с высоким и очень высоким ПЗА решается только в индивидуальном порядке Главным государственным санитарным врачом РФ или его заместителем;

  • предельно допустимые выбросы (ПДВ) - норматив, который определяется для промышленных предприятий (фабрик, заводов) и указывает на максимально возможные уровни выброса в атмосферу загрязняющих веществ. ПДВ – важнейший норматив-регулятор качества атмосферного воздуха, поскольку он определяет, сколько в количественном выражении отдельно взятый стационарный источник может выбрасывать в воздух загрязняющих веществ без превышения их предельно допустимой концентрации (ПДК). Нормативы ПДВ рассчитываются с учетом свыше 600 загрязняющих элементов, различающихся согласно максимальным и суточным значениям, классу опасности, показателям вредности. В частности, к таковым относятся пестициды, летучие углеводороды, химические удобрения, тяжелые металлы и др. Важно понимать, что помимо веществ, допустимых к выбросу, существуют загрязнения, которые вовсе запрещено выбрасывать в атмосферу из-за их высокой биологической активности - всего таких веществ около 40. Нормативы ПДВ подлежат постоянному пересмотру, в среднем их изменения происходят не реже одного раза в пять лет.

Второй - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

Эти правила касаются размещения, проектирования, строительства и эксплуатации вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания - любых объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и его здоровье. Помимо загрязнения атмосферного воздуха воздействие учитываются также и вредные физические факторы (, кроме ионизирующего излучения - для источников таких излучений действует свой СанПиН)Источниками воздействия на среду обитания в СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03 считаются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промплощадки превышают 1 ПДК и/или их вклад в загрязнение жилой зоны превышает 0,1 ПДК). Любые такие источники негативного воздействия на среду обитания человека должны быть отделены от зон жилой застройки специальными буферными территориями – санитарно-защитными зонами (СЗЗ). Санитарно-защитная зона  - это специально отведенный участок (его границы должны быть обозначены соответствующими информационными знаками) вокруг предприятия-источника загрязнения, для которой устанавливается особый режим использования земель и которая призвана обеспечивать снижение воздействия загрязнения атмосферного воздуха и уровень воздействия вредных физических факторов до значений, установленных гигиеническими нормативами.

Эффект снижения достигается, прежде всего, за счет организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха и повышение комфортности микроклимата. Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (пункт 2.28), санитарно-защитная зона для предприятий IV, V классов должна быть озеленена на 60% занимаемой ею площади; для предприятий II и III класса этот показатель составляет не менее 50%; для предприятий, имеющих санитарно-защитную зону 1000 м и более, - не менее 40% ее территории с обязательной организацией полосы древесно-кустарниковых насаждений со стороны жилой застройки.

Иными словами, за границами СЗЗ не должно наблюдаться превышения предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, а сама эта территория должна использоваться строго по назначению, чтобы полноценно выполнять роль буферной зоны.

Это, впрочем, не означает, что территории СЗЗ вообще не подлежат застройке или хозяйственному использованию. В правилах приведен перечень объектов и видов деятельности, разрешенных к размещению и эксплуатации в границах СЗЗ.

Это могут быть:

  • сельхозугодья для выращивания технических культур, не используемых для производства продуктов питания;

  • предприятия, их отдельные здания и сооружения с производствами меньшего класса вредности, чем основное производство (при наличии у размещаемого в СЗЗ объекта выбросов, аналогичных по составу с основным производством, обязательно требование непревышения гигиенических нормативов на границе СЗЗ и за ее пределами при суммарном учете);

  • пожарные депо, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, мотели, гаражи, площадки и сооружения для хранения общественного и индивидуального транспорта, автозаправочные станции, а также связанные с обслуживанием данного предприятия здания управления, конструкторские бюро, учебные заведения, поликлиники, научно-исследовательские лаборатории, спортивно-оздоровительные сооружения для работников предприятия, общественные здания административного назначения;

  • нежилые помещения для дежурного аварийного персонала и охраны предприятий, помещения для пребывания работающих по вахтовому методу, местные и транзитные коммуникации, ЛЭП, электроподстанции, нефте- и газопроводы, артезианские скважины для технического водоснабжения, водоохлаждающие сооружения для подготовки технической воды, канализационные насосные станции, сооружения оборотного водоснабжения, питомники растений для озеленения и пр.

Категорически запрещены к размещению в границах СЗЗ:

жилые дома;

садово-дачные участки;

фармацевтические предприятия и склады лекарственных средств (за исключением их размещения в СЗЗ фармацевтического же производства);

предприятия пищевой промышленности и склады продовольствия (за исключением их размещения в СЗЗ объекта той же отрасли промышленности);

  • парки и спортивные сооружения;

  • образовательные и детские учреждения;

  • лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения;

  • станции подготовки питьевой воды.

Размеры санитарно-защитных зон бывают очень разными - от 50 метров до 1 километра от источника загрязнения. Пункт 2.7 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 гласит, что ширина СЗЗ устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий – по результатам натурных исследований.

Санитарная классификация предприятия - базовый исходный показатель, от которого в первую очередь зависят параметры СЗЗ. В зависимости от класса опасности для окружающей среды и здоровья человека все промышленные объекты разнесены по классам опасности – от 1 до 5 в порядке уменьшения опасности.

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливают следующие размеры санитарно-защитных зон в зависимости от класса опасности источника загрязнения:

  • промышленные объекты и производства I класса - 1000 м;

  • промышленные объекты и производства II класса - 500 м;

  • промышленные объекты и производства III класса - 300 м;

  • промышленные объекты и производства IV класса - 100 м;

  • промышленные объекты и производства V класса - 50 м.

Перечень производств (с разбивкой по отраслям), отнесенных к тем или иным классам предприятий, также дается в тексте СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 (глава 4). При этом важно понимать, что отнесение к тому или иному классу опасности не только зависит от характера самого производства, но и от его объема. К примеру, комбинат черной металлургии полного цикла с объемом выпуска чугуна и стали более 1 млн. тонн в год относится к объектам 1 класса опасности, а если тот же комбинат будет выпускать в год до 1 млн. тонн продукции, то класс его опасности понижается до 2-го (в связи с чем у предприятия возникает право обратиться в Роспотребнадзор с ходатайством о пересмотре в меньшую сторону размеров СЗЗ).

Как и кем устанавливается санитарно-защитная зона?

Давайте рассмотрим практический пример. Представим, что на окраине условного города N компания NN захотела построить, скажем, крупный нефтеперерабатывающий завод с объемом переработки 500 тыс. тонн нефти в год. Согласно СанПиН2.2.1/2.1.1.1200-03 переработка нефти относится к 1 классу опасности -т.е. расчетная (установленная по нормативу) СЗЗ для такого предприятия должна составлять 1000 метров. Однако до того, как пойти в Роспотребнадзор за согласованием проекта санитарно-защитной зоны будущего производства, компании NN придется выполнить ряд обязательных условий и процедур:

1. Подыскать земельный участок, категория и целевой назначение которого соответствуют размещению производственного объекта.

Дело в том, что вся территория земель населенных пунктов поделена на зоны в соответствии с их функциональным назначением. Так, выделяются жилые зоны, общественно-деловые, производственные, инженерной и транспортной инфраструктуры, рекреационные, сельскохозяйственного назначения, специального назначения и военных объектов (ст. 85 Земельного кодекса РФ). Соответственно, строительство производственных объектов любого вида допустимо лишь в производственной зоне.

Узнать о том, к какой территориальной зоне относится тот или иной участок земли можно в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки вашего населенного пункта или воспользоваться публичной кадастровой картой на сайте Росреестра (https://pkk5.rosreestr.ru). В том случае, если на карте отсутствует полная информация о функциональном назначении участка, она может быть запрошена путем направления соответствующего запроса в территориальное управление Росреестра или местную администрацию. Если на основании полученных данных вдруг выяснится, что строительство завода планируется на участке, не относящемся к землям промышленности и не входящем в производственную зону, согласно местным Правилам землепользования и застройки, то это безусловное основание для обращения в прокуратуру и незамедлительного прекращения строительных работ – по крайне мере до тех пор, пока не будет изменена категория земли и ее целевое назначение.

Перевод земель из одной категории в другую допускается законом. Однако любые изменения Генерального плана и Правил землепользования и застройки могут осуществляться только после проведения обязательных публичных слушаний с участием населения (ст.28 Градостроительного кодекса РФ).

2. Получить положительное заключение государственной (строительно-технической) экспертизы проекта завода, которую проводят ФАУ «Главгосэкспертиза» и региональные филиалы этой структуры (без этого документа компания NN не сможет приступить к следующему этапу – получению разрешения на строительство). Как правило, на этой стадии оспаривать что-либо сложно: эксперты, выдавая положительное заключение, смотрят лишь на формальную (комплектность документации, формальное соответствие проекта нормам и правилам и пр.), а не фактическую сторону проекта (например, на то, что завод может существенно ухудшить условия проживания в том или ином населенном пункте).

3. Получить разрешение на строительство (ст.51 Градостроительного кодекса РФ), выдаваемое органами местного самоуправления. Собственно, как правило, на этой стадии уже может начинаться подготовка проекта СЗЗ: чаще всего стройка уже начинается, а местные жители с удивлением обнаруживают, что могут оказаться в границах санитарно-защитной зоны будущего производства и по полной программе ощущать все «прелести» чьего-то бизнеса – и здесь чрезвычайно важно знать и понимать процедуру определения и установления СЗЗ с тем, чтобы была возможность оспорить действия Роспотребнадзора и инициаторов проекта.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и один факультативный:

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

На первом этапе проектирования СЗЗ проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Конфигурация и размеры санитарно-защитной зоны должны быть таковыми, чтобы на внешних границах этой территории показатели концентрации вредных и опасных веществ не превышали предельно допустимые уровни – все это должно быть обосновано в проекте. При этом за основу (ориентир) берутся ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов, которые, как уже отмечалось, установлены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

Однако надо понимать, что даже если условный завод компании NN обнаруживается в санитарной классификации, нет никакой гарантии, что указанный размер СЗЗ будет достаточным для снижения вреда от выбросов данного конкретного завода – для того, чтобы это установить, необходимо обязательно провести расчеты размера СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ (экспертные заключения) с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля и др.), выполненными аккредитованными организациями.

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают специализированное экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее государственной аккредитации (следует, однако, отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат).

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Проводятся эти исследования уже после запуска и выхода предприятия на проектную мощность.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.  

В СанПиНе 2.2.1/2.1.1.1200-03, к сожалению отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ. Такие заключения выдаются сначала для проекта расчетной СЗЗ. После запуска предприятия, проведения натурных исследований и, при необходимости, доработки проекта СЗЗ Управление Роспотребнадзора выдает санитарно-эпидемиологическое заключение для установленной СЗЗ.

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности, СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) на основании предварительного заключения Управления Роспотребнадзора субъекта РФ.

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Стоит напомнить, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки), т.е. на территории СЗЗ должен быть установлен и должен соблюдаться особый режим землепользования. Но при этом местные власти часто выдают незаконные разрешения на застройку СЗЗ различными, не предназначенными для размещения здесь объектами (вплоть до различных промышленных предприятий, которые своей деятельностью сводят на нет защитный эффект СЗЗ).

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку можно в том случае, если администрация муниципального образования не только будет знать о состоявшемся установлении СЗЗ, но и внесет сведения о ней в Правила землепользования и застройки (а именно, изменит «красные линии» застройки населенного пункта).

Надо сказать, что у хозяйствующих субъектов нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия, такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ. Однако поскольку все выданные Роспотребнадзором санитарно-эпидемиологические заключения размещаются на официальном сайте этого ведомства (http://fp.crc.ru), то необходимо требовать от органов местного самоуправления своевременного внесения изменений документы территориального планирования. .Иначе органы местного самоуправления, «оставаясь в неведении», рано или поздно без каких-либо угрызений совести (и ответственности!) смогут распорядиться принадлежащими им земельными участками, предоставив строительства.

В каких случаях СЗЗ может быть сокращена?

Пересмотр утвержденных границ СЗЗ - частый прием, к которому прибегают владельцы промышленных производств. Например, если вдруг наш условный НПЗ компании NN по итогам разработки проекта СЗЗ вдруг обнаружит, что в границы санитарно-защитной зоны попадают жилые дома (а как мы помним, в СЗЗ запрещено размещение жилья), то он может пойти по пути пересмотра параметров СЗЗ с тем, чтобы не заниматься переселением людей, не «нарываться» на судебные иски со стороны граждан или прокуратуры.

Если предприятие пойдет по легальному пути, то выход только один - реально снизить выбросы в атмосферу и уменьшить вредное воздействие физических факторов. Предприятие, например, может снизить объемы производства, изменить (улучшить) технологию, установить усовершенствованные системы газоочистки и подавления шума и т.п.

Но снижение негативного техногенного воздействия еще необходимо доказать, и делается это, согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, путем систематических (не менее чем годовых!) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды на границах первоначальной СЗЗ (т.е. ранее, чем через год, никто не вправе пересматривать параметры СЗЗ), и если по результатам множественного отбора проб (которые должны отбираться в разные сезоны, при разных метеорологических условиях и в разное время суток) будет доказано, что ПДК загрязняющих веществ ниже допустимых, а воздействие вредных физических факторов ниже гигиенических нормативов, то разрабатывается новый проект СЗЗ, обосновывающий ее сокращение - на проект выдается санитарно-эпидемиологическое заключение, Решение о сокращении санзоны принимают Главный санврач России или Главный санврач субъекта федерации (в зависимости от класса опасности производства – см. выше)

Орган, осуществляющий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия:

Фото: 123rf.com


Орган, осуществляющий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные управления http://www.rospotrebnadzor.ru/

Органы, где можно получить сведения о загрязнении атмосферного воздуха и его качестве:

  • Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) http://www.meteorf.ru/

  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)http://rpn.gov.ru/

  • региональные министерства (комитеты, управления, департаменты) природных ресурсов

Ответственность за правонарушения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Кодекс РФ об административных правонарушениях (№ 195-ФЗ)

Ст. 6.3. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 до 5 минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда.

Ст. 8.1. Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 2 тысяч до 5тысяч рублей; на юридических лиц - от 20тысяч до 100 тысяч рублей.

Cт. 8.2. Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тысячи до 2 тысяч рублей; на должностных лиц - от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 100 тысяч до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.


Автор инструкции:
Дмитрий ШЕВЧЕНКО

Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий