Все статьи

Магическое слово «запрос»: как официально получить нужную информацию

3 Июня
0
Поговорим о том, как правильно подготовить запрос в орган власти, каким требованиям он должен отвечать и в каких случаях чиновники могут отказать в предоставлении запрашиваемых сведений или документов. 

Добывать информацию о любой деятельности (хоть намечаемой, хоть уже ведущейся) можно как с помощью открытых источников, так и путем направления запросов в органы власти, а также путем комбинации этих методов (на практике чаще всего так и происходит).

Сегодня мы поговорим о том, как правильно подготовить запрос в орган власти, каким требованиям он должен отвечать и в каких случаях чиновники могут отказать в предоставлении запрашиваемых сведений или документов.

Определение запроса дано в федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»: запрос – это обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.

Ключевое понятие - деятельность. Все, чем нам приходится сталкиваться и иметь дело: любые незаконные или условно законные стройки, свалки, вырубки, захваты берегов и лесных участков и прочее - все это напрямую касается деятельности того или иного органа власти - разрешительной, контролирующей или регулирующей.


Право на получение информации о состоянии окружающей среды - установлено законом

Чем гарантировано право на информацию?

Право граждан искать и получать нужную им информацию, в том числе, и информацию о состоянии окружающей среды, прописано в международном праве (в конвенциях, участницей которых является Россия) и российском законодательстве.

- п. 2 статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах гарантирует свободу поиска, получения и распространения информации

- статья 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантирует свободу получения информации;

- ч.4 статьи 29 Конституции РФ гарантирует право свободно искать, получать информацию любым законным способом.

- ч. 3 ст. 42 Конституции РФ закрепляет норму о том, что сокрытие должностными лицами факторов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность.

- статья 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» гласит, что граждане вправе осуществлять поиск и получение информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, предусмотренных федеральными законами.

- статья 8 ФЗ закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закрепляет право граждан требовать ответ от любого государственного органа о его деятельности, а также право на возмещение вреда, причиненного неправомерным отказом предоставить нужную информацию.

- статья 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» указывает, что граждане имеют право направлять обращения в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полноценной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания.

- статья 8 ФЗ ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», закрепляет право граждан получать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах санитарно-эпидемиологический надзора и у юридических лиц информацию о санитарно-эпидемиологической обстановке и состоянии среды обитания.

- статья 29 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» наделяет граждан правом получать информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него.

- статья 7 ФЗ «О государственной тайне» гласит, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию, в частности, информация о состоянии окружающей среды (экологическую информация), сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях, а также сведения о состоянии здравоохранения, санитарии, демографии.

Как должен выглядеть запрос: формальные требования и бюрократические тонкости

Необходимо различать формальные требования к запросу гражданина (они установлены в статье 18 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления») и фактическое содержание запроса, от которого зависит качество предоставленного госорганом ответа.

Во-первых, в «шапке» запроса необходимо указать официальное название того органа власти или госучреждения, куда он направляется, а также фамилию должностного лица, которому адресован запрос – это требования закона.

В «шапке» также обязательно нужно указать свою фамилию, имя и отчество (полностью), а также почтовый адрес, куда следует направлять ответ и телефон. Почтовый адрес можно заменить на адрес электронной почты – в таком случае ответ вам придет в форме электронного документа (скана).

Учтите, что анонимные запросы и запросы без обратного адреса не рассматриваются и реагировать на такие письма госорганы не обязаны.

Хотя закон этого и не требует, мы все же рекомендуем также озаглавить документ. Примерно следующим образом: в верхней строчке написать: «Запрос на предоставление информации», а строчкой ниже - изъяснить суть запроса.

Например: «О предоставлении сведений о земельно-строительных работах на земельном участке с кадастровым номером…», «О намечаемой реконструкции парка», «О качестве атмосферного воздуха» - так вы говорите с чиновниками на понятном им бюрократическом языке и повышаете шансы на вменяемый ответ.

В запросе также полезно изложить краткую преамбулу: буквально в двух-трех предложениях рассказать, что вас побудило на получение той или иной информации - т.е. кратко описать проблему: нарушение закона, ваших прав, плохое качество окружающей среды в вашей местности, намечается хозяйственная деятельность, которая может нанести ущерб окружающей среде и так далее.

Далее необходимо четко и максимально конкретно указать, какая именно (касаемо чего, за какой период времени) информация вам необходима.

Очень желательно также сослаться на нормы закона (см. выше), гарантирующие право гражданина получать ту или иную информацию: это дисциплинирует чиновников и дает понять, что проситель информации разбирается в законодательстве и наверняка будет отстаивать свои права в случае неправомерных действий должностных лиц.

Важно, что запрос должен быть подписан составившим его лицом (либо доверенным представителем лица, запрашивающего информацию) и желательно также указать дату составления запроса.

Способы подачи запроса

Подавать запросы можно лично (принести распечатанный в двух экземплярах запрос, одни из которых сдать в канцелярию, а на другом попросить поставить штамп о принятии запроса с датой и подписью принявшего лица) - это надежнее и быстрее всего: запрос в таком случае поступает на рассмотрение в тот же день.

Но можно также отправить почтой (заказным письмом с уведомлением), что тоже весьма надежно (у вас на руках остается квитанция об отправке письма с трек-номером, по которому можно отследить его движение), но такой способ увеличивает срок (от 2-3 дней до недели и более) поступления письма нужному адресату.

Закон также допускает отправку запроса по электронной почте на официальный электронный адрес того или иного ведомства. На сайтах многих госструктур имеются специальные формы для отправки онлайн-обращений граждан. Способ хорош тем, что позволяет экономить время и в то же время получать вполне официальные «бумажные» ответы по указанному в запросе почтовому адресу.


Онлайн-форма для подачи обращений в Росприроднадзор

Проблема с последним способом в том, что, например, с местными властями (городскими, районными, поселковыми) часто сложно иметь дела по электронной почте - тут преобладает консерватизм, и лучше все-таки подавать традиционные «бумажные» запросы во избежание недоразумений с «пропавшими» или «не дошедшими» электронными письмами.

Используем депутатский ресурс

Есть и способ опосредованного получения нужной информации - через депутата своего избирательного округа. Законодательство предоставляет народному избраннику право подавать депутатские запросы в любые государственные органы и любым их руководителям. Притом эти руководители не имеют права, например, переадресовать запрос - они обязаны предоставить ответ за своей подписью.

Депутат также имеет право лично принимать участие в рассмотрении его запроса и даже присутствовать на закрытых заседаниях соответствующих госорганов.

Депутаты Госдумы, как правило, бывают в своих регионах только в перерывах между думскими сессиями. Но для того, чтобы подать обращение, вовсе не нужно дожидаться личной встречи с депутатом. Для этого достаточно погуглить, где в вашем городе или районе действуют депутатские приемные или позвонить в офисы местных отделений партий, представленных в Госдуме.

Прием граждан в депутатских приемных обычно ведут помощники - они обязаны принимать и регистрировать письменные обращения граждан, знакомить своего шефа с их содержанием и готовить проекты депутатских запросов.

Кстати, можно направлять запросы можно и через депутата областного Законодательного собрания или через муниципального депутата. В некоторых региональных законах о статусе депутатов содержатся нормы о том, что отвечать на депутатские запросы должностные лица обязаны в 15-дневный срок (предполагается, что депутату нужно время на подготовку собственного ответа гражданину, поэтому отвечать на депутатские запросы чиновники должны в ускоренном порядке).

Обращение к государственному или муниципальному парламентарию можно написать в произвольной форме, но все же в нем должно содержаться как можно больше конкретных фактов: что там-то готовится реализация такого-то проекта, что это так-то затрагивает права жителей (желательно обосновать, почему именно).

В конце обращения должна содержаться конкретная просьба: например, запросить такую-то информацию, выяснить, имеет ли намечаемая (или уже ведущаяся) хозяйственная деятельность необходимые согласования и разрешения, кем и когда они были выданы и т.д. Можно буквально самому подготовить и приложить к обращению проект депутатского запроса - за это помощники депутата вам только скажут спасибо и с гораздо большей охотой дадут ход вашей просьбе.

Срок на ответ

В законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» сказано, что если запрашиваемая информация не входит в компетенцию того ведомства, куда поступил запрос, то в течение 7 дней он должен быть переадресован в профильный орган - причем с соответствующим письменным уведомлением гражданина.

Следует также учитывать, что государственные или муниципальные вправе уточнять содержание запроса гражданина. Обычно это делается по телефону, поэтому крайне желательно в своих данных также указывать и контактный номер, по которому с вами могут при необходимости связаться.

По закону запрашиваемая информация предоставляется в 30-дневный срок. Но на практике ждать ответа приходится чуть дольше. Отчасти это объясняется работой почты: даже в пределах одного города письма могут идти неделю и более, но иногда срок получения ответа растягивается из-за праздников, новогодних каникул и т.д.).

То есть чиновники могут формально соблюсти сроки предоставления ответа и направить письмо почтой в отведенные временные рамки (кстати, обращайте внимание на конверт письма - там ставится штамп почты с датой принятия письма на отправку), но дальше уже все зависит от скорости оказания почтовых услуг.  

Учитывайте также, что если ваш запрос пересылают в другое ведомство, то отсчет 30-дневного срока начинается с даты поступления запроса новому адресату. Вот почему лучше сразу направлять запрос нужному должностному лицу, не увеличивая маршрут движения вашего письма.

В каких случаях могут законно отказать в предоставлении информации?

Есть ряд установленных законом случаев, когда в предоставлении запрошенной информации могут отказать. Их можно разделить на отказы по формальным причинам и на отказы в предоставлении информации, которая носит общедоступный характер, опубликована в СМИ или Интернете и на отказы в предоставлении информации ограниченного пользования.

В первом случае основаниями для отказа в доступе к информации могут быть:

отсутствие в запросе почтового адреса, адреса электронной почты или номера факса (для направления ответа факсом) либо номер телефона, по которому можно связаться с лицом, направившим запрос;

  • ситуация, когда содержание запроса непонятно и не позволяет установить характер запрашиваемой информации;

  • случай, когда запрашиваемая информация не относится к деятельности госорганов или органов местного самоуправления;

  • случай, когда запрашиваемая информация ранее уже предоставлялась заявителю;

  • случай, когда гражданин требует дать правовую оценку актов, принятых государственным органом, органом местного самоуправления или провести анализ деятельности органа власти, который непосредственно не связан с защитой прав направившего запрос гражданина.

Второй случай не требует излишних пояснений: многое из того, чем занимаются госорганы и какие решения принимают – это общедоступная информация, которую можно найти в официальной прессе, на сайтах соответствующих органов власти или в государственных информационных системах (базах данных). Обычно при получении запроса информации, которую гражданин может найти самостоятельно, ему в ответе указывают, где именно размещены нужные ему сведения.

Здесь важно удостовериться в том, что запрашиваемая информация действительно находится в бесплатном и свободном доступе и причем в нужном объеме. Ведь бывает так, что в открытых базах данных можно найти только самую общую информацию (общую статистику, сводки и т.п.) в то время, как требуются сведения о конкретных фактах, действиях или решениях.

Наконец, отказать в доступе к информации могут и тогда, когда она представляет собой государственную тайну или же относится с категории информации ограниченного доступа. В этот перечень входят персональные данные граждан, тайна следствия и судопроизводства, коммерческая и служебная тайна, сведения о сущности изобретения и др.

Но, как мы помним, Федеральный закон «О государственной тайне» гласит, что экологическая информация не подлежат отнесению к государственной тайне, так же, как и сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях.

Ответственность за сокрытие экологической информации

За необоснованное сокрытие от граждан информации о состоянии окружающей среды (или искажение таковой информации) предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Статья 8.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

Статья 237 Уголовного кодекса РФ устанавливает наказание за искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

Статья 140 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации.

Административными делами занимается прокуратура, а уголовные дела по фактам сокрытия информации - прерогатива Следственного комитета РФ, поскольку речь идет о должностных преступлениях.

Важно понимать, что для квалификации отказа в предоставлении информации как преступления, таковые действия должны не соответствовать требованиям закона – то есть грубо и в явной форме его нарушать.

Отказ может быть выражен в различной форме: устно, письменно, а также путем бездействия – т.е. когда ответ не пришел вовсе). Степень вины должностного лица определяется совокупностью правомерности требования гражданина о предоставлении информации с действиями самого чиновника (например, он может дать часть информации, а остальную часть скрыть).

Бывают и случаи, когда по запросам предоставляется заведомо ложная информация – в этом случае следственные органы должны расценивать действия должностного лица как служебный подлог.

На данном сайте могут использоваться материалы АНО "Гражданская инициатива против экопреступности", признанной НКО-иностранным агентом (решение Минюста РФ от 25.10.2019г.) 


Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий
Теги