Все статьи

Покажите документы: как реализовать право на ознакомление с материалами прокурорской проверки

11 Мая
0
Как можно оценить правоту прокурора и вообще качество проведенной проверки? Лучший способ - добиться ознакомления с материалами проверки. Разбираемся, как это правильно сделать.

В большинстве случаев общение граждан с прокуратурой ограничивается тем, что прокурор рассматривает поступившие по поводу тех или иных нарушений законодательства заявления и посылает заявителям ответы. Зачастую – никак не удовлетворяющие последних ни содержанием, ни выводами. Неудовлетворительный ответ можно обжаловать в вышестоящей прокуратуре, но есть и другой ход, как можно оценить правоту прокурора и вообще качество проведенной проверки – ознакомление с материалами этой самой проверки.

Часто именно таким путем удается добыть документы и сведения, которые при иных обстоятельствах получить было бы сложно или попросту невозможно.

Что нужно знать о прокурорской проверке

Деятельность прокуратуры в нашей стране регулируется Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», где определен предмет (область) прокурорского надзора (п. 2. ст. 1).

Прокуратура осуществляет проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов. Поводами для проведения такой проверки могут быть обращения граждан, публикации в СМИ, материалы гражданских, уголовных, административных дел.

Решение о проведении проверки принимает прокурор или его заместитель, которое доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня ее начала. В решении обязательно указываются цели, основания и предмет проверки.

Закон относит к подведомственности прокуратуры все то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов, так как органам прокуратуры запрещено подменять другие контролирующие органы.

По общему правилу срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях он может быть продлен:

1) первоначально по решению прокурора или его заместителя не более чем на 30 календарных дней;

2) повторно по решению Генерального прокурора РФ или уполномоченного им заместителя – еще не более чем на 30 календарных дней.

Надо помнить, что срок проведения проверки не включается срок, на который проверка приостанавливалась.

Прокурор при проведении проверки обладает широким кругом полномочий – вплоть до привлечения к проверке профильных специалистов по тем или иным вопросам, но в данном случае нас интересует право прокурора требовать от руководителей и других лиц необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений – все это непосредственно ложится в материалы проверки.

 Срок, в течение которого вы проверяемая организация или должностное лицо обязаны предоставить запрашиваемые документы составляет два рабочих дня с момента предъявления требования прокурора (хотя прокурор вправе обозначить более длительные сроки).

   В случае приостановления проверки документы и материалы, изъятые у проверяемого органа (организации), возвращаются проверяемому органу (организации), за исключением случаев, если указанные документы и материалы необходимы:

  • для решения вопроса об уголовном преследовании;

  • для проведения исследований, испытаний, специальных экспертиз, результаты проведения которых могут повлиять на выводы проводимой проверки.

Какие бывают варианты исхода прокурорской проверки? Их немного. Проверка может не выявить нарушений или обнаружить таковые. В последнем случае прокурор вправе:

  • внести протест на правовой акт, противоречащий закону, нарушающий права и свободы человека и гражданина;

  • внести представление об устранении нарушения закона, прав и свобод гражданина;

  • вынести постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (если по соответствующей статье КоАП дело вправе возбуждать прокуратура);

  • вынести предостережение о недопустимости нарушения закона.

Понятное дело, что любое принятое прокурором решение должно быть на чем-то основано. Смысл ознакомления с материалами проверки как раз и заключается в том, в гражданском контроле за действиями и решениями органа, проводившими проверку – в том числе и прокуратуры.   

Чем регламентируется право заявителя на доступ к материалам прокурорской проверки?

Как технически получить доступ к материалам?

Решение об ознакомлении гражданина с материалами принимается в 10-дневный срок со дня подачи соответствующего обращения гражданина.

В заявлении необходимо указать о желании ознакомиться с материалами и документами лично или совместно со своим представителем. Представителем гражданина может быть только дееспособное лицо, имеющее надлежащим образом оформленные полномочия от заявителя (доверенность установленной формы).

Гражданин вправе ознакомиться не со всеми материалами, а, например, только с одним интересующим его документом или набором документов – об этом тоже надо указать в заявлении.

Заявление подается в ту же прокуратуру, что проводила проверку. Образец заявления и пример ответа можно посмотреть тут.

Технические аспекты доступа гражданина к материалам прокурорской проверки регламентируются в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45.

Так, согласно пункту 4.15 Инструкции, заявитель либо его представитель имеет возможность в рамках ознакомления с материалами и документами снимать копии документов, находящихся в надзорном (наблюдательном) производстве, с использованием собственных технических средств (т.е. прокуратура не обязана делать для вас копии, распечатки и т.п.).

Таким образом, когда вам придет ответ о возможности явиться в прокуратуру и ознакомиться с интересующими вас документами, обязательно возьмите с собой фотоаппарат (его может заменить смартфон).

Переснимать рекомендуется все дело целиком – о «корки до корки», начиная с титульной страницы и оглавления, поскольку надзорное производство обычно формируется в хронологической последовательности, начиная с исходного заявления и даже в соответствии с той логикой и последовательностью, с которой проводилась сама проверка.

Сплошная съемка всех имеющихся в деле документов позволит, во-первых, не упустить ничего важного, а во-вторых, понять логику прокурорского работника.    

В каких случаях могут отказать в ознакомлении? 

Закон гласит, что материалы проверки не могут быть предоставлены, если в них содержится государственная или иная охраняемая законом тайны.

Например, заявителю могут отказать в реализации права на ознакомление, если, к примеру, в материалах содержатся сведения об усыновлении (удочерении) ребенка в связи с тем, что закон охраняет тайну усыновления (удочерения). Это же справедливо и для медицинской тайны.

Во всех остальных случаях, связанных со слишком широким трактованием понятия «иной охраняемой законом тайны» отказать или ограничить ознакомление с материалами проверки – это уже вольные импровизации прокурорских работников, которые придется обжаловать в вышестоящей прокуратуре. 


 На данном сайте могут использоваться материалы АНО "Гражданская инициатива против экопреступности", признанной НКО-иностранным агентом (решение Минюста РФ от 25.10.2019г.) 

Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий
Теги