Все статьи

Общественный экомониторинг и космоснимки. Часть 1: особенности взаимодействия с контролирующими органами

6 Сентября
0

Открываем серию образовательных материалов, посвященных дистанционному мониторингу территорий с помощью общедоступных космоснимков. По сути, это будет целый учебный курс, автор которого Ольга Чупаченко, руководитель Центра спутникового мониторинга и гражданского контроля дает практические рекомендации и пошаговые инструкциями.

Во вводной публикации Ольга Чупаченко рассматривает основы общественного экологического контроля. Знать основные положения законодательства, гарантирующего право на гражданский контроль - очень важно, если вы всерьез намерены добиваться устранения выявленных нарушений.    

Право на общественный контроль

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, закреплено статьей 42 Конституции РФ. А в статье 58 Конституции сказано, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Эти и другие положения, включая обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных объединений и физических лиц, составили основные принципы охраны окружающей среды, изложенные в статье 3 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Статья 68 этого же закона так и называется - «Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)», и там записано, что результаты общественного экологического контроля, представленные в любые органы власти, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

Поскольку автор этих строк специализируется на охране рек, то не может обойти вниманием Водный кодекс РФ, в статье 3 которого «Основные принципы водного законодательства» заложен приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. А органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность участия граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.

Таким образом, у граждан и общественных организаций есть достаточная правовая основа для участия в общественном экологическом мониторинге, а обязательность рассмотрения их обращений предписана органам власти Федеральным закон №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Как грамотно взаимодействовать с контролирующими органами?

Добыча россыпного золота в руслах и поймах рек приводит к существенной деградации ландшафтов речных долин и загрязнению рек на многие километры вниз по течению (иногда до 200-300 километров!). Она часто ведется с большим количеством нарушений других видов природоохранного законодательства.


Место слияния загрязненной Большой Уссурки и чистой реки Арму. Фото Александра Хитрова (команда PrimDiscovery)

Опыт контролирующих органов показывает, что из-за многочисленности мелкизх золотодобывающих артелей и удаленности районов производства работ, организация постоянного надзора за качеством воды и состоянием водотоков, испытывающих воздействие золотых приисков, как правило, невозможна либо сильно затруднена.

В результате объективная картина влияния разработок золотоносных месторождений на водотоки может отсутствовать, и острые экологические, экономические и социальные проблемы, возникающие при золотодобыче, могут ускользать из сферы внимания государства.

Спутниковый мониторинг дает возможность проведения эффективного контроля эксплуатации золотоносных месторождений, предоставляя оперативную информацию о фактах загрязнения акваторий взвешенными веществами. Большинство месторождений россыпного золота находятся в труднодоступных и удаленных местах. Для них метод спутникового мониторинга является, по сути, единственным инструментом быстрого реагирования.

Мониторинг загрязнений рек при добыче россыпного золота по космическим снимкам успешно осуществляется в нескольких регионах страны автор этих строк в партнерстве с другими специалистами ведет в течение последних лет. Работа начиналась с отдельных районов Красноярского и Забайкальского краев. В 2020 и в 2021 году наблюдения велись уже на территории Алтае-Саянского экорегиона (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Кемеровская область, южные районы Красноярского края), а также на территории ряда регионов Дальневосточного федерального округа.

За несколько лет мы собрали большой массив данных и установили, что причиной загрязнения рек ниже мест разработки золотоносных месторождений являются сбросы неочищенных сточных вод в обход прудов-отстойников или с недостаточной очисткой, нарушение требований к охране водных объектов в период эксплуатации месторождения. При этом после эксплуатации негативное воздействие на окружающую среду может продолжаться неопределенное количество времени: на практике рекультивация оставленных месторождений россыпного золота часто состоит лишь в разравнивании берегов, эти работы проводятся без восстановления растительности. Смывы во время таяния снега и дождей приводят к тому, что такие участки дают потоки мути по рекам, сопоставимые со сбросами неочищенных стоков работающих приисков.

Выявление фактов загрязнения водных объектов общественными экологическими организациями происходит в режиме ежедневного наблюдения за территориями по космическим снимкам спутника Landsat 8, выполненными в видимой части спектра и обработанными определенным образом. По достоверной разнице цвета воды выделяются загрязненные и незагрязненные воды, определяется протяженность загрязнений.

После текстового и графического оформления данных космического мониторинга направляются соответствующие обращения в региональные управления Росприроднадзора с просьбой провести проверку выявленных фактов загрязнения конкретных водных объектов. 

Системные требования для работы с космоснимками

«Сырая», необработанная спутниковая съемка земной поверхности – это файлы большого размера. Для работы c ними необходим компьютер, отвечающий следующим минимальным требованиям:

  •   не менее чем 2-ядерный процессор (лучше 4 и больше) и тактовой частотой от 2 ГГц;

  •   не менее 8 Гб оперативной памяти;

  •   минимум 500 Гб свободного дискового пространства (лучше не менее1Тб);

  •   видеокарта с памятью от 4Гб.

  •  операционная система: от Windows 7 и выше, Linux (Ubuntu, Fedora, CentOS), Mac OS: (Mac OS X/OS X/macOS).

Требуется также Интернет (придётся регулярно скачивать данные объемом до  нескольких Гб).

Дистанционный мониторинг на примере загрязнения рек

Все сказанное выше можно проиллюстрировать на примере деятельности автора этих строк: системного и регулярного мониторинга загрязнения рек Сибири и Дальнего Востока продектами деятельности золотодобывающих артелей. Надо сказать, что добыча россыпного золота в руслах и поймах рек приводит к существенной деградации ландшафтов речных долин и загрязнению рек на многие километры вниз по течению (иногда до 200-300 километров!). Она часто ведется с большим количеством нарушений других видов природоохранного законодательства.


Характерный пример загрязнения малых водотоков земляной взвесью

Опыт контролирующих органов показывает, что из-за многочисленности мелких золотодобывающих артелей и удаленности районов производства работ, организация постоянного надзора за качеством воды и состоянием водотоков, испытывающих воздействие золотых приисков, как правило, невозможна либо сильно затруднена. В результате объективная картина влияния разработок золотоносных месторождений на водотоки может отсутствовать, и острые экологические, экономические и социальные проблемы, возникающие при золотодобыче, могут ускользать из сферы внимания государства.

Спутниковый мониторинг дает возможность проведения эффективного контроля эксплуатации золотоносных месторождений, предоставляя оперативную информацию о фактах загрязнения акваторий взвешенными веществами. Большинство месторождений россыпного золота находятся в труднодоступных и удаленных местах. Для них метод спутникового мониторинга является, по сути, единственным инструментом быстрого реагирования.

Мониторинг загрязнений рек при добыче россыпного золота по космическим снимкам успешно осуществляется в нескольких регионах страны автор этих строк в партнерстве с другими специалистами ведет в течение последних лет. Работа начиналась с отдельных районов Красноярского и Забайкальского краев. В 2020 и в 2021 году наблюдения велись уже на территории Алтае-Саянского экорегиона (республики Алтай, Тыва, Хакасия, Кемеровская область, южные районы Красноярского края), а также на территории ряда регионов Дальневосточного федерального округа.

За несколько лет мы собрали большой массив данных и установили, что причиной загрязнения рек ниже мест разработки золотоносных месторождений являются сбросы неочищенных сточных вод в обход прудов-отстойников или с недостаточной очисткой, нарушение требований к охране водных объектов в период эксплуатации месторождения. При этом после эксплуатации негативное воздействие на окружающую среду может продолжаться неопределенное количество времени: на практике рекультивация оставленных месторождений россыпного золота часто состоит лишь в разравнивании берегов, эти работы проводятся без восстановления растительности. Смывы во время таяния снега и дождей приводят к тому, что такие участки дают потоки мути по рекам, сопоставимые со сбросами неочищенных стоков работающих приисков.

Выявление фактов загрязнения водных объектов общественными экологическими организациями происходит в режиме ежедневного наблюдения за территориями по космическим снимкам спутника Landsat 8, выполненными в видимой части спектра и обработанными определенным образом. По достоверной разнице цвета воды выделяются загрязненные и незагрязненные воды, определяется протяженность загрязнений.

После текстового и графического оформления данных космического мониторинга материалы направляются в региональные управления Росприроднадзора с требованием провести проверку выявленных фактов и найти виновных.

Текст и иллюстрации: Ольга Чупаченко

 На данном сайте могут использоваться материалы АНО "Гражданская инициатива против экопреступности", признанной НКО-иностранным агентом (решение Минюста РФ от 25.10.2019г.)

Подписка на рассылку
Будь в курсе наших событий
Теги